На посадке в городе Чите самолет изрядно «мотало». В иллюминаторе было видно, как сильный ветер поднимал с земли пыль, и она собиралась в огромное облако. Водитель Константин, встретивший нас в аэропорту, сказал, что нам повезло в том, что самолет приняли, а не направили в столицу Бурятии Улан-Удэ. Ветра в Чите сильные, и в день нашего прилета был шквалистый ветер 28 метров в секунду. Несмотря на предупреждения МЧС и прогноз на ближайшие дни, погода была благоприятной для знакомства с Административным центром Забайкальского края городом Читой.
Он небольшой, население 334 тысячи человек. Масштаб города можно оценить, если подняться на Титовскую сопку. Город находится у ее подножья, и частично «взбирается» на склоны.
На половине пути к вершине сопки устроена смотровая площадка с часовней Александра Невского. К 78-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне рядом с ней установлены символы специальной военной операции — «ZOV».
Можно рассмотреть Читу с этого уровня, но если есть силы и время, то можно подняться на вершину сопки. По источникам, перепад высоты уровня города и вершины — 300 метров. Подъем крутой и ветреный.
На склоне увидела, как растет Прострел (сон-трава).
Подъем на сопку заканчивается площадкой с поклонным крестом. Для Сибири ставить кресты на высотах это традиция. На них возлагается миссия быть духовными щитами.
Добравшись до креста, мне открылся еще более обширный вид на город. Через объектив фотокамеры удалось рассмотреть планировку и архитектуру города.
На сопке, где-то дальше от креста, находится небольшой буддийский дацан, поэтому по ходу движения на вершину мне попадались деревья с повязанными на ветках по буддийской традиции платками и лентами.
В Забайкальском крае гармонично соседствуют православие и буддизм.
На площади железнодорожного вокзала стоит самый большой собор Сибири и Дальнего Востока — Кафедральный собор Казанской божьей Матери. Он вмещает более 3 тысяч человек.
Перед храмом на постаменте установлена скульптура князя Александра Невского. Этот монумент высотой 14,5 метров выполнен из авиационного алюминия.
В 2010 году в Чите появился первый буддийский дацан. По территории дацана ходит народ, вращает молитвенные барабаны, оставляет подношение, посещает обитателей дацана.
Я прошла по дацану и заглянула в один из домиков, где ламы принимают посетителей. Моего собеседника звали лама Раднадоржо.
Мы говорили «про жизнь» и я разглядывала непривычную для меня обстановку и бутафорию.
На территории я увидела куст багульника.
О том, что сейчас идет период цветения этого растения нам говорил Константин.
В лесах заросли багульника смотрятся единым цветным полотном, поэтому мы прокатились с ним за окраины Читы и погуляли в лесу среди этого красивого забайкальского растения.
Его заросли в природе, действительно, впечатляют. Фиолетовая полоса цветущего кустарника извивается среди деревьев и не прерывается.
Посетили мы и археологический памятник — Титовскую сопку «Сухотинская группа стоянок» времен Палеолита. Здесь проводились многочисленные исследования, найдены следы поселения древних людей, наскальные рисунки и погребения. Эти скалы – застывшая вулканическая лава.
С той далекой эпохи много чего изменилось, и не только по причине природного воздействия.
К тропинке на скалу меня вывел суслик.
Он бросился от меня наутек, но я последовала за ним. Добравшись до места, где он скрылся, я замерла с направленной на нору камерой. Моя фотомодель вылезла и приняла рабочую стойку, которую я благополучно запечатлела.
Забравшись на скалы, я увидела, как красиво у их подножья извивается река Ингода.
Погода в этот день была благоприятной для фотосъемок природы и животного мира.
Чита – маленький городок, и не видно признаков его расширения.
На мой взгляд, в основном город состоит их старых деревянных домов конца 19 начала 20 века
и зданий времен СССР.
Из современных построек только редкие жилые комплексы.
Некоторые улицы Читы украшают памятники федерального значения, и в них живут люди. Жильцов историческая ценность этих домов не только не радует, но и напрягает. Контроль государства не позволяет провести в жилье элементарный ремонт. Холод и сырость разрушает дома.
Местный житель одной из квартир такого дома рассказал, что, по словам деда, их дом построен приблизительно в 1870-х годах, и был перевезен на новое место в 1930 году богатейшим человеком в Забайкалье, купцом 1-й гильдии Дмитрием Полутовым.
Состояние дома аварийное. Жители сами его ремонтируют и молятся, чтобы в момент его обрушения их не было дома. Печально, но это стандартное явление для всего ветхого жилья с исторической начинкой.
Некоторым постройкам из линейки «наследия» везет больше, если в них располагаются административные объекты. К примеру, дом конца XIX века купца Дмитрия Игнатьева на улице Анохина. Здесь находится Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия, и есть шансы, что под его патронажем дом будет сохранен.
Арендованные дома можно отличить по следам косметического ремонта.
У жилых домов судьба иная…
Жители берегут архитектурный декор и элементы советского прошлого.Яркий пример — Символ мира. Это фигурка мальчика с голубем.
Скульптура была найдена в искалеченном состоянии, но фигуру восстановили и теперь она гармонично соседствует с Домом офицеров, который начал работу 1 ноября 1929 года как Читинский Дом Красной Армии.
К зданию прилегает территория городского парка, и начинается он с аллеи Славы. Здесь выставлено 25 образцов военно-исторической техники. На входе в парк звучат военно-патриотические песни.
Мне понравилась местная традиция горожан оформлять улицы арт-объектами.
Возле кинотеатра «Удокан» установлены металлические лавки читинского скульптора Вячеслава Лёгонького. Все они объединены общей концепцией «Кино». Каждая скамейка посвящена сюжетам и героям фильмов, поэтому называется кинолавкой.В Чите очень много подобных оригинальных арт-объектов. Их устанавливают владельцы коммерческих и научных заведений, чтобы привлечь внимание людей к своему бизнесу
или профессиональному служению.
Некоторые «произведения» установлены с целью формирования у людей хорошего настроения и позитивных впечатлений.
Я, по своей неосведомленности, увидела лишь малую часть огромного скульптурного ансамбля Читы, но и этого мне хватило, чтобы оценить местный тренд на жанровое «украшательство» города.
Массового использования профессионального граффити я не заметила. Внимание привлекло только изображение известного композитора Олега Лундстрема, который родился в Чите.
Гости города часто посещают пляжную зону озера Кэнон, и не только отдохнуть в жаркую погоду у зеркала воды, а чтобы посмотреть, почему местные жители называют ГРЭС на противоположном берегу «Титаником».
При определенном освещении, отражении в воде и ракурсе силуэт станции с дымящими трубами напоминает знаменитый пассажирский лайнер ХХ века. Я сняла ГРЭС с горы за много километров, и эта не та точка съемки, с которой можно увидеть «Титаник».
Удалось познакомиться с музыкальной культурой региона, сложенной из народных традиций русского и бурятского этноса. Песенное творчество представляли казачьи коллективы с плясками и виртуозным владением шашкой. В музыкальном творчестве бурятских исполнителей доминировало использование народных и духовых инструментов.
Я получила огромное удовольствие от профессионализма исполнителей, их творческой энергии, внешней харизмы и искусного единения русской и бурятской культур.
Из национальной местной кухни поели буузы (мясо, завернутое в тесто в виде юрты). Вот, что говорят про это традиционное бурятское блюдо: «Форма бууз означает склонение монгольских племен перед буддизмом, поэтому защипов должно быть 33, как складок на одеянии ламы». Вкусное блюдо!
Прогулки по Чите, знакомство с бытом и культурой людей оставили приятные воспоминания, о городе, в котором местное время не торопится за мировым, и не гонится за новомодными веяниями. Здесь рано встает солнце, и в душе звучит «Пионерская зорька».