10000028

«Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова» в Тольятти. САМОЛЕТЫ

Начало. Вертолеты

После фотосъёмки вертолётов переключилась на самолёты. В тот момент многие из них мне казались очень знакомыми. Связывала это с тем, что в школьном возрасте в моих руках часто были журналы с картинками этих самолётов. Попадались на глаза их модели. Есть чёткое визуальное воспоминание о наличии железной модели пассажирского самолета ТУ у родственника.

И так, какие самолёты я увидела в Парковом комплексе истории техники им. К. Г. Сахарова

Двухместный всепогодный перехватчик и самолет радиоэлектронного подавления МиГ-31 «Фоксхаунд-А» (макс. скорость 3000 км/ч, макс. высота 20600 м, начало разработки 1970 г.)

8000014

Одно время первые самолёты были мировым лидером по манёвренности. Распад СССР больше всех пагубно отразился именно на парке МиГ-29, когда количество машин сократилось. В нынешнее время устаревшие самолёты применяют для полётов на парадах и обучения.

Двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-25РУ (макс. скорость 2810 км/ч, макс. высота 22200 м, строились с 1970 г.)

8000013

На этих самолётах проходили обучение пилоты, которые готовились пересесть на МиГ-25, отрабатывались навыки  перехвата воздушных целей и авиационной разведки. Серийно самолёты строились на авиазаводе в г. Горьком.

МиГ-29 Многоцелевой истребитель (первый полет 1974 г., макс. скорость 2480 км/ч)

8000015

Этот самолёт был ответом Советского Союза Соединенным Штатам Америки на появление у них истребителей F-15 и F-16. На заводе «Знамя Труда» в городе Москве детали первых МиГ-29 в кузовах гражданских грузовиков секретно перевозили на завод в Луховицах, где велась  окончательная сборка самолёта. Незамедлительно после полёта на МиГ-29 надевали специальные чехлы, которые искажали их внешний вид, чтобы вводить в заблуждение спутники-шпионы.

ЯК-38 Палубный штурмовик (первый полёт 1972 г., макс. скорость 1000 км/ч)

8000016

Это первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. В 1950-е — 1960-е годы разработка самолётов с вертикальным взлётом и посадкой начались во многих странах мира. На уровень серийного производства вышли только Великобритания и Советский Союз. Як-38 официально сняли с вооружения ВМФ в  2004 году.

ЯК-28 Бомбардировщик (первый полёт 1960 г., макс. скорость 1900 км/ч)

8000018
Як-28 стал первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Всего было выпущено 1180 самолётов различных модификаций. Особенностью конструкции Як-28 являлось шасси велосипедного типа: основные стойки располагались под фюзеляжем, а подкрыльные стойки – на концах крыльев, все это вместе с переставным (по углу атаки) стабилизатором. Посадка Як-28 производилась сразу на переднее и заднее шасси.

Двухмоторный пассажирский самолет ИЛ-14 (макс. скорость 390 км/ч, год выпуска 1954)

8000020

На Ил-14 конструкторское бюро успешно решило сложную задачу продолжения взлёта после отказа одного из двигателей двухдвигательного пассажирского самолёта. В СССР безопасности начавшихся пассажирских перевозок уделялось пристальное административное внимание. На нём провели комплексные государственные испытания, которые в дальнейшем стали обязательными для пассажирских самолётов в СССР.

Фронтовой истребитель МиГ-15 (первый полёт 1947 г., макс. скорость 1076 км/ч)

8000021

Он стал первым советским серийным истребителем, преодолевшим в 1949 году звуковой барьер. Кроме того, «пятнадцатый» по сей день занимает первое место в списке самых массовых реактивных боевых самолётов: общий объём выпуска – 15 560 экземпляров. Появление МиГ-15 в советских ВВС сразу восстановило нарушенный было паритет с ВВС Соединенных Штатов. Созданный как фронтовой истребитель, «пятнадцатый» довольно быстро стал служить и в противовоздушной обороне, и в качестве истребителя сопровождения стратегических бомбардировщиков.

Фронтовой истребитель МиГ-21 (первый полёт 1958 г., макс. скорость 2230 км/ч)

8000022

Истребитель МиГ-21 стал одним из лучших истребителей второго поколения и самым массовым по числу изготовленных сверхзвуковых самолётов в мире. Он постоянно совершенствовался, что давало возможности выполнять функции фронтового истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, разведчика. В некоторых странах истребители МиГ-21 до сих пор стоят на вооружении и применяются в боевых действиях, например в Сирии.

Бомбардировщик ТУ-16 «Барсук» (первый полёт 1952 г., макс. скорость 1050 км/ч)

8000024 8000023

Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. На протяжении нескольких десятилетий Ту-16 составлял основу Дальней и морской ракетной авиации. На базе этого бомбардировщика был спроектирован первый Советский реактивный авиалайнер Ту-104.

СУ-17М Фронтовой бомбардировщик (первый полёт 1966 г., макс. скорость 1185 км/ч)

8000025

Су-17 — первый советский самолёт с крылом изменяемой стреловидности. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов. Серийный выпуск Су-17 различных модификаций начался в 1969 году и продолжался до 1990 года. Последние модификации Су-17 продолжают оставаться на вооружении ряда зарубежных государств, включая страны НАТО.

СУ-24 Фронтовой бомбардировщик (первый полёт 1970 г., макс. скорость 2240 км/ч)

8000026

24 августа 1965 года правительство СССР выпустило постановление о разработке фронтового бомбардировщика Су-24. Самолёт был принят на вооружение в 1975 году. В 1983-м в части советских ВВС начали поступать модернизированные версии самолёта.  Их основное преимущество —  способность маневрировать на малых и сверхмалых высотах, поддерживая при этом сверхзвуковую скорость. На Западе бомбардировщик прозвали «Фехтовальщиком».

Я успела рассмотреть не весь авиапарк исторического комплекса, так как солнце склонялось к горизонту, а мне нужно было рассмотреть колесную и гусеничную технику.

Самолёты – прекрасные: прорывные технологии того времени, облечённые в изящные формы.

За конечной парковкой каждого экспоната  — служебная «смерть», но жива историческая память, благодаря которой в остывшем металле можно почувствовать вибрацию прошлого движения самолета и тепло рабочих рук страны!