mariy zotova041

Кадр ценой в жизнь

Да, именно такая была цена фотографии аэрофоторазведчика в годы Великой Отечественной войны. Снять любой ценой, в любую погоду, в любое время суток. Это — работа не студийного фотографа, обласканного светом софитов, и даже не фотокорреспондента, отснявшего и передавшего кадр в издательство по интернету. Сейчас трудно представить, что фотокамеру в годы войны приравнивали к оружию, способного не просто защищать, но и уничтожать.

Аэрофоторазведчики в годы Великой Отечественной войны были серьезной головной болью для немецких оккупантов. Объективы фотоаппарата «АФА-33», вмонтированные в фюзеляж советского самолета-разведчика «У-2», цепко выхватывали передвижения вражеских войск на территории фронта. Даже если задача обнаружения и фиксации была выполнена, то это было только начало большой кропотливой работы разведчиков, итогом которой, должен был стать доклад для командования: «Цель накрыта!».

mariy zotova039Такой ответственный, круглосуточный режим воинской службы в годы войны в 1942 году выбрала для себя 18 летняя девчонка из Уфы, Мария Зотова. Прочитав объявление в местной газете о наборе девушек в Давлекановское военное училище, Мария и ее школьная подруга, Зоя Гришина, покинули отчий дом.

Выбор Марии был очевиден. Ее четыре брата уже боролись на фронтах войны, оставив мать и двух сестер в Уфе. Мама Марии, Анна, не встала на пути у дочери, хотя сердце рвалось на части. К тому времени семья Зотовых достойно прошла череду тяжелых и трагических испытаний.

В семье деда Марии было шесть детей. Жили они в русском селе Оренбургской области, недалеко от Бугульмы. Отец Марии, Павел, был единственным из четырех сыновей, которому в семье была дана возможность получить образование. Он закончил духовную семинарию, и эти знания помогали вести учет семейного хозяйства. А оно было большое – два гектара земли, огражденные забором из камня с соседней горы. На территории находились дома братьев с их семьями, скотный двор и садовый участок. Дед занимался выращиванием саженцев деревьев. Для этого отводились даже комнаты в доме, куда маленьким внучкам заходить было запрещено. Рабочих рук в семье хватало, поэтому хозяйство было прибыльным, что позволяло излишки вывозить на городские ярмарки. Там же на вырученные деньги дед покупал сладости и ткани, которые после возвращения продавал в родном селе.

Достаток семьи Зотовых в период раскулачивания не давал покоя сподвижникам сплошной коллективизации, и зверское раскулачивание местными органами самоуправления пришло в их двор. Отобрали землю и дома; живность загнали в колхоз, где в первую зиму вся скотина умерла от голода и холода; деда, как кулака, расстреляли, а его сыновей отправили в ссылку. Матери Марии, Анне, ничего не оставалось, как сложить оставшиеся пожитки в телегу, посадить в нее двух дочерей, впрячься вместо лошади и  отправиться через Давлеканово в Уфу. Несмотря на малый возраст, Мария на всю жизнь запомнила истоптанные в кровь ноги матери. Дочки периодически спрыгивали с телеги, чтобы облегчить участь  матери, но та усаживала их обратно. В Давлеканово их встретили родственники, посадили Анну с голодными детьми в поезд до Уфы, вручив на дорогу сметану и масло. Но проверяющие в поезде отобрали у матери паек, указывая: «Не положено».

Семья Зотовых оказалась в Уфе. С младенческих лет видевшая боль, страдания и смерть близких, крепость духа и нечеловеческие физические усилия матери, Мария росла смелой, трудолюбивой и ответственной девочкой. Может потому, ее решение идти на фронт для матери было ожидаемым.

mariy zotova057

И так…18 летние девчонки попали в Давлекановское военное училище. В течение года Мария и Зоя познавали военные дисциплины: матчасть самолета, аэродромное дело, аэрофотография и т.д. Тяжелые «мужские науки» сдавались перед напором девушек, сумевших изучить специальность аэрофоторазведчика на «отлично».

mariy zotova038

После завершения училища девушки по направлению прибыли в штаб 4-ого авиационного корпуса 2-ого украинского фронта, откуда подполковник Солоненко увез их на фронт под Харьков. Сержанты Мария и Зоя были зачислены в 131-ый гвардейский штурмовой авиационный полк (7-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт).

mariy zotova012

Местом их работы стал немецкий автобус-лаборатория, который фашисты не успели уничтожить при отступлении. Он был начинен исправной фототехникой, позволяющей вести процессы от съемки до печати.

Началась круглосуточная работа по изготовлению карт для летчиков истребителей и бомбардировщиков, которая состояла из нескольких этапов.

mariy zotova053В начале, по сведениям наземной разведки за передвижением войск противника Мария и Зоя вылетали на самолете-разведчике «У-2» по заданному направлению, где вели фотосъемку местности. Затем, вытащив из камеры самолета 17 килограммовую кассету с пленкой, девушки спешили в свою лабораторию.  Из проявленных фотографий составляли карту для штаба, отмечая на ней точки нахождения противника. На основании полученных данных в небо взмывали истребители, а в след им снова поднимался «У-2»  с девушками на борту, чтобы отснять результаты бомбовых ударов по противнику. И только когда на земле в лаборатории появлялись снимки разгромленных вражеских частей, в эфире рации дежурному по аэродрому девушки произносили: «Цель накрыта!»mariy zotova009

Работа аэрофоторазведчиков была очень востребована, и ее результаты способствовали продвижению советских войск вглубь вражеских территорий. За ними следовала и лаборатория сержантов Марии и Зои.

В период с 29 октября по 13 февраля 1945 года, силами 2-го и 3-го Украинских фронтов с целью разгрома немецких войск в Венгрии началась наступательная операция южного крыла (Будапештская операция).   В кровопролитном сражении за столицу Венгрии, оккупированную немцами, наши безвозвратные потери превысили 80 тысяч человек, и в их число вошла подруга Марии, Зоя Гришина.

mariy zotova048

Совершив очередной облет местности, где окруженные немецкие войска вышли в прорыв, девушки подготовили карту для взлетающих на бомбежку самолетов.  Сев на трофейный мотоцикл,  поспешили доставить полученные сведения. По рации доносилось: «Девчата, скорей!». Минуты исчислялись жизнями, поэтому Зоя и Мария решили сократить дорогу, и ехать на аэродром по кромке взлетной полосы.

На полпути прогремел взрыв, разорвавший мотоцикл на части, и разбросавший девушек по разные стороны. Ватные штаны Марии были разорваны на правом бедре, и сквозь ткань сочилась алая кровь. Дикая боль не давала ей подняться на ноги, и она поползла к Зое. Подруга с запрокинутой головой неподвижно сидела в коляске с картой на коленях. Осколок мины, перерезавший шею девушки, не оставил Зое ни единого шанса на жизнь. Мария навсегда потеряла подругу и напарницу, а фронт – специалиста-аэрофоторазведчика…

mariy zotova051

Приехавшие на помощь солдаты завернули Зою в плащ-палатку и похоронили тут же, в неглубокой воронке. Марию отправили в госпиталь на лечение, которое ей не удалось полноценно пройти. Через месяц командование фронта из-за отсутствия сведений аэрофоторазведки выдало приказ Марии вернуться на фронт. Незажившая рана давала о себе знать. Усугубляло положение, что Мария осталась без напарницы.  Бессилие и усталость приводили к обморокам, но жалеть себя было некогда. И так до Победного конца…

mariy zotova047

Вернулась Мария в отчий дом осенью 1945 года, завершив боевой путь в Австрии, где стоял их полк, готовясь к отправке в Японию. Перед демобилизацией командир гвардии генерал-майор авиации Иван Подгорный предложил девушке ехать работать в Москву, но истосковавшуюся по родному дому Марию тянуло в Уфу. Выбор был сделан.

mariy zotova058

В Уфе  Марию с медалью на груди «За боевые заслуги» особо горячо встретил ее друг Василий. Еще до войны парень питал к ней самые нежные чувства, и пронес их через года военной службы на подводной лодке в Севастополе.

Для сержанта Зотовой началась новая, счастливая, мирная жизнь. Через год Мария и Василий сыграли свадьбу. Семья, дети, 35 лет работы в фотолаборатории УМПО. Года Марии летели, перешагнув 80-летний юбилей, но в ее руках, как и прежде, был слышен щелчок затвора фотокамеры. Теперь это был современный цифровой аппарат, который не требовал от Марии никаких усилий и знаний, что очень огорчало женщину, возвращая ее воспоминания к советской аппаратуре.

mariy 1zotova001  mariy 1zotova002

Мария немного не дожила до 90-летнего юбилея, оставив после себя в фотоальбоме историю человеческих судеб. Девичьи улыбки и сверкающие глаза смотрят с его страниц, продолжая свою боевую, женскую, но счастливую жизнь. И нет никакого ощущения, что их жизнь остановилась. Кажется, что она идет где-то параллельно, вне рамок нашего сознания, и сердца наполняются бесконечной радостью и гордостью за героев войны.mariy 1zotova004

Они навсегда останутся в нашей памяти, и мы будем бережно хранить их образы, живущие на фронтовых снимках, и ставшие символом МУЖЕСТВА, ПРЕДАННОСТИ своему Отечеству, бесконечной ЖАЖДЫ ЖИЗНИ!

Фото из архива Марии Сурововой (Зотовой)