Вот с такого «счастливого» билета началось мое путешествие во времени. С первых шагов по территории Музея техники Вадима Задорожного в Москве появляется ощущение собственной причастности к историческому прошлому: «Опель» 38 года выпуска, катающий детей, люди, переодетые в военную форму, военная техника и орудия.
Удивление и восторг возникли, как только я вошла в центральное здание Музея. Глянец и сочность красок корпусов автомобилей, игра отражений в хромированных деталях, конструкторская индивидуальность и изящество не давали моей фотокамере отдохнуть.
Эмоциональному воздействию была подчинена практически вся публика в выставочном зале. Люди с интересом изучали экспонаты и пояснительные таблички к ним. Визуальной оценки и знаний им было недостаточно, поэтому осмотр завершался фотографированием.
Чтобы уже сейчас у читателя появилось представление атмосферы Музея, показываю несколько автомобилей из этого выставочного парада:
— «BMW» 327/28 cabrio, выпущенная в Германии в период 1938-1941 годов. Модель имела множество поклонников среди руководителей Третьего Рейха;
— «Alfa-Romeo» C2500 SS серии «Super Sport», сделанный в 1939 году в единственном экземпляре для итальянского гонщика Джузеппе Фарино;
— «Cadillac» V16, лидер в секторе автомобилей высшего класса;
— самый мощный и роскошный автомобиль 30-х годов, признанный одним из самых красивых автомобилей довоенной эпохи – «Cadillac» V16 Fleetwood;
— «Rolls-Royce» 1923 года выпуска, получивший название «Серебряный призрак» за удивительно тихую езду и работу всех механизмов;
— «ЗИЛ» (1960 по 62 гг.) в кузове «Кабриолет» для военных парадов и торжественных встреч;
-«ЗИЛ» 111Д — подарок Л.И.Брежнева Эрику Хонеккеру;
и так далее.
По рассказам основателя Музея Вадима Николаевича Задорожного, он старается собирать не только редкие по модификации автомобили, но и с исторической начинкой. Покупка машины– это уже вторая задача после долгого периода поисков и переговоров. Далее следует реставрация с подключением к работе высококлассных профильных специалистов. Месяца, иногда годы, и автомобиль словно с конвейера!
Ослепительные машины в выставочном зале, несмотря на их натуральную величину, создают впечатление игрушек. Глядя на их торжественный вид, мысленно сложно спроецировать их на плоскость современных автомобильных дорог. Неугасающий восторг не дает задуматься о том, в каком состоянии эта техника поступила в Музей, и сколько сил ушло на ее восстановление. Этот сюжет остается за кулисами основного зрительского действия.
Во время посещения Музея я заметила, что некоторые люди приходят сюда для тематического фотографирования, подготовившись внешне и технически. Нужно отдать должное руководству Музея за то, что здесь не только позволительно вести фотосъемку, но и созданы условия для этого. Поставленный свет, отведенное пространство и композиционная расстановка автомобилей удачно подчеркивают их технические характеристики.
В нынешнее время Музей Вадима Задорожного уже не справляется с количеством собранной экспозиции. Она интенсивно растет и 10 гектаров земли под выставочным комплексом уже не вмещают накопившегося объема техники.
Создать в России лучший Музей техники на всем Европейском пространстве – задача не простая, но реальная. Эту идею Вадима Задорожного назвать амбициозной нельзя, так как любой нормальный человек ставит для себя задачи роста и развития. Разница лишь в том, что многие поднимают планку оглядываясь из свои возможности. Вадим Николаевич подтягивает свои возможности до уровня реализации желаний, благодаря чему высота планки только растет. В его формуле успеха кроме стандартного набора составляющих из труда, веры и времени, всегда присутствуют риск, ответственность и патриотизм.
В конце 80-х годов он, учитель истории в средней школе на фоне общей политической рассеянности, охватившей страну, как все жители СССР занялся бизнесом.
Время шло, расставляя всё и всех на свои места. Детская любовь к технике, юношеская идея создания музея, студенческий опыт восстановления «Жигулей» для продажи, взрослая увлеченность ретро-автомобилями к концу 90-х годов суммировались с появившимися финансовыми возможностями. Приобретенный в 1999 году BMW DA3 Wartburg 1939 года выпуска дал старт коллекционированию Вадимом Задорожным ретро-автомобилей.
Через пару лет собранный автопарк потребовал организационного реформирования. Был создан автомобильный клуб! Маховик его развития был запущен и набирал обороты благодаря объединению вокруг Вадима Николаевича единомышленников и специалистов.
К 2003 году формат Клуба уже был неактуален. Последовало его решающее преобразование в Музей. Здания выставочного комплекса строились на протяжении 5 лет. В 2008 году в главном корпусе разместили основную ретроспективу мирового автомобильного производства.
В этот период времени в Музее развивалось еще одно реставрационное направление – восстановление военной техники. После реставрации танка «Т-60» для съемок фильма «Утомленные солнцем» процесс работы с тяжелой техникой уже не останавливался.
К экспонатам Великой Отечественной войны здесь отношение особое. Если диковинные ретро-автомобили вызывают «позитивные» эмоции, то, глядя на стальных защитников нашей страны, каждый вспоминает своего предка-фронтовика. В этот момент уже никто не задумывается о технических характеристиках машины, только горечь утраты и гордость за страну.
Семья Вадима Николаевича тоже связана с фронтом. Один его дед был санитаром, награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Боевого Красного Знамени. Другой — управлял конной повозкой, подвозил продовольствие на фронт, сам кормил солдат и дошел до Праги. Николай Задорожный, его отец, застал войну уже в 1945 году, но в послевоенные годы в Закарпатье продолжал борьбу против бандеровцев. Самопожертвование и любовь к Родине передавалась членам семьи Задорожных на генетическом уровне. Маленький Вадим впитал эти чувства с молоком матери, поэтому повзрослев направил свою деятельность на духовное и нравственное воспитание молодежи, сохранение исторической памяти и позиционирование России как Великой державы.
По словам Вадима Николаевича, музей — это уважение к нашему историческому прошлому и пространство, где человек испытывает чувство гордости за то, что живет в России.
К сказанному я бы добавила еще и другое чувство, которое возникает у взрослых посетителей Музея — ностальгия по временам СССР. Достижениям машиностроения, легкой и пищевой промышленности советской эпохи отведен цокольный этаж главного здания. Вот, где по-настоящему попадаешь в прошлое!
Среди экспозиции игрушек, канцтоваров, продуктов питания, бытовой техники, открыток и печатных изданий заново проживаешь свои юные года. Взгляд сразу обнаруживает знакомые вещи, мысленно возвращая их в твои руки и окружая тебя в родительском доме. Индийский чай со слоником, консервированные продукты, макароны соломкой были на кухне каждой хозяйки.
В комодах и сервантах лежали стопочки поздравительных открыток, которые мы собирали и хранили с особой нежностью.
Радиоприемники «Турист», «Ленинград», «Воронеж», на которых, заинтригованные «заморской» жизнью молодые родители пытались поймать волну «Голос Америки».
А мы, дети, довольствовались простецкими игрушками, которые сделали нас счастливыми и научили любить Родину.
Я с неохотой покидала «Советскую» экспозицию. Поджимало время, а я еще не посетила уличную часть экспозиции.
Обойдя слева главный корпус Музея, я оказалась на Аллее Славы, где выставлена тяжелая военная техника и орудия.
Основная масса посетителей – родители с детьми. Ребятишки скачут с одной боевой машины на другую, громко озвучивая себе приказы на наступление или имитируя рев мотора техники.
За линией железнодорожного полотна с бронепоездом работала полевая кухня, где ребята в военной форме готовили чай и гречку с тушенкой.
В ряду фронтовых автомобилей я столкнулась с фотографом, который делал многочисленные кадры женщины — модели. Я выбрала ракурс и украдкой сделала пару кадров.
По соседству на свободной площадке работал аттракцион с педальными машинками времен СССР.
И эта техника мной узнаваема и в свое время обкатана!
В завершении я сделала, наверное, самый главный кадр моей фотосессии, отражающий два состояния жизни человека — «мир» и «война».
Мир – это дети, краски жизни, позитив настоящего и уверенность в будущем. Это состояние всегда должно быть на переднем плане, и заслонять серые оттенки войны.
В завершении беседы я задала вопрос Вадиму Николаевичу: «Где бы он хотел оказаться — в прошлом или будущем?»
«Однозначно, не в прошлом, а в будущем! – ответил он. — Безусловно, это будущее может быть только светлым»
«Конечно, светлым, — подумала и я. – Ведь ради этого каждый сознательный гражданин России выполняет миссию по сохранению мира на земле, назначенную ему природой и Богом!
Участие Музея техники Вадима Задорожного в параде Победы в Уфе