Три последних дня этой весны я провела командировке в Нижнем Новгороде. Трех вечеров мне хватило, чтобы познакомиться с городом. Стояла теплая погода, темнело лишь к 9 часам. За эти дни я прошла около 22 км, и каждый километр открывал мне свои тайны и красоты.
Нижний Новгород находится на месте слияния рек Волги и Оки. На берегу, где пересекаются эти реки стоит Александро-Невский кафедральный собор.
Во время заката, когда солнце медленно уходит за горизонт, небо и вода обретают золотой окрас, а от собора вглубь реки Оки растет трехглавая тень.
За храмом стоит стадион, который построили к чемпионату мира по футболу.
Рядом находится одна из главных достопримечательностей города – здание Нижегородской ярмарки, которая считается самой крупной в России. Оно построено в 1824 году по проекту зодчего А. Бетанкура в стиле барокко, Император Александр I пророчил городу статус экономического центра страны, поэтому направил на строительство Нижегородской ярмарки средства, предназначенные для возведения Зимнего дворца.
Эта часть города у местных называется «Нижней» или «Заречной». Противоположный (правый) берег именовали «Верхний» или «Нагорный». Соединяют их два моста.
Первым в 1933 году построили Канавинский мост. Рассказывали, что в 2013 году на нем была установлена декоративная подсветка стоимостью 50 миллионов рублей, но в 2014 году кабель с моста украли. С тех пор на нем нет никакой иллюминации.
«Нагорный» Новгород богат на исторические сооружения. Первое и основное – Новгородский кремль, построенный по схемам Леонардо-да-Винчи. За время существования он подвергался нападениям других народов, но никому так и не удалось его захватить.
Сегодня на его территории находятся здания Администраций и Правительства, суды, музеи, Михайло-Архангельский собор, Спасская часовня, центр современного искусства и другие объекты.
В Кремле больше всего меня интересовал мемориал «Горьковчане — фронту!» (город на протяжении 58 лет носил название «Горький» и был назван в честь писателя Максима Горького).
8 мая 2014 года здесь открылся памятник героям-горьковчанам. На стене Кремля между «Дмитриевской» и «Кладовой» башнями в манере мозаики из более 15 тысяч фотографий военных лет выполнены изображения танка Т-34, истребителя Ла-5 и ночного залпа реактивной установки «Катюша».
Вдоль этой же стены выставлена экспозиция военной техники, сходившая с конвейера знаменитого автозавода «ГАЗ»: грузовой автомобиль ГАЗ-АА, САУ СУ-76, бронеавтомобиль БА-64, «Катюша» и т.д.
Нижегородский кремль расположен на вершине холма, а у его подножья жилая застройка и красиво оформленная набережная.
Удачное ландшафтное решение холма сделало его излюбленным местом для отдыха жителей. С него открываются потрясающие виды с одной стороны на Нижний Новгород, с другой — на Верхне-Волжскую набережную, пейзажи и город Бор, который соединен с Нижним Новгородом канатной дорогой.
Нижегородская «канатка» самая длинная в Европе и ее высота над уровнем реки Волги достигает 80 метров. Я прокатилась по ней, посмотрела на город со стороны, но восторга не испытала.
От Кремля к Верхне-Волжской набережной можно спуститься по самой длинной лестнице в России именованной «Чкаловская». Ее строили военнопленные немцы, и она насчитывает 560 ступеней.
Рассказывали, что ежегодно 12 июня по лестнице устраиваются забеги, а в качестве приза победитель получает машину.
По другую сторону стен Кремля расположена Иоанно-Предтеченская церковь. С ее паперти в 1612 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.
Напротив храма стоит памятник Минину и Пожарскому, изготовленный по проекту И.П. Мартоса и З.К. Церетели в 2005 году. Он является уменьшенной копией Московского памятника на Красной площади.
Есть в Нижнем Новгороде свой «Арбат» — большая пешеходная улица «Покровка», где друг напротив друга стоят красивые дома 19 века.
Чтобы пройти ее от начала до конца потребуется около 30 минут. За это время можно рассматривать исторические памятники архитектуры, наблюдать за активностью молодежи, слушать уличных музыкантов или приобретать подарки в сувенирных магазинах.
Мне это быстро надоело, и я свернула во двор, где попала в атмосферу заброшенных и разрушающихся деревянных домов.
Накануне, гуляя по Рождественской улице, я сделала вывод, что кроме «Верхнего» и «Нижнего» Новгорода есть «Внутренний». Это город во дворах!
Попасть в него можно через арки домов, лицевая сторона которых является «обложкой» города. Стоит пройти 10 таинственных метров тоннеля, как открывается истинное плачевное состояние исторической архитектуры.
Чтобы скрасить их неприглядный вид, стены домов разрисовывают. «Граффити» поразили меня своим техническим исполнением и фантазией. Народное художество добавляет колорита городу. Здесь даже проводят экскурсии по местам «граффити».
Участие в творческом преображении Нижнего Новгорода принимают и организации, расписывая обслуживаемые ими объекты.
И так, свернув с «Арбата» я оказалась на улице Грузинской, которая очаровала меня своей стариной и мистикой. В переплетенных растительностью ветхих домах живут люди, и я не знаю, что больше меня поразило – «сказочно-лесной образ домов» или неприхотливость местных жителей.
Здесь находится музей СССР, вписавшийся в руины квартала.
Тут же соседствует дом странного хозяина.
Фасад его жилья завешен тканными иконами, во дворе стоят огромные кресты, везде непонятные оккультные предметы, бегают 3 кавказские овчарки и на полную мощь включена запись с унылым церковным пением.
Короче, квартал с эмоциональным спектром «от восторга до ужаса».
Таких кварталов в Нижнем Новгороде много, но нужно время, чтобы их пройти. И есть ради чего. Не зря местные жители называют город русским «Голливудом». Здесь были сняты сцены более чем для 150 фильмов, причем многие снимались полностью, а какие-то эпизодами.
Город застроен усадьбами и особняками 19 века, но все они разрушаются. Местные жители говорят о том, что много архитектурных достопримечательностей исчезло из-за преднамеренных поджогов. Те, что остались, доживают последние дни.
Печально, что гибнет такая красота. Неповторимая домовая художественная резьба и наличники можно назвать произведением зодчества. Трудно представить, что скоро это останется лишь на фотографиях
Уходит красивая Старая Россия, а у Новой лицо деловое.
Может быть поэтому, мы часто сворачиваем с пути, чтобы через тоннели камня и времени попасть туда, где все было подчинено законам гармонии, духовности и человеколюбия.