noch (2)

Автограф сталью на асфальте. Экспозиция музея Вадима Задорожного на параде Победы в Уфе.

Май! Разгулявшаяся весна прорвала на деревьях почки, и природа под жизнерадостное пение птиц покрылась белоснежным цветочным убранством.

Выстраданному маю в 1945 году суждено было стать самым главным и долгожданным месяцем, с которого началось новое победное летоисчисление для России.

Прошло 74 года после окончания Великой Отечественной войны, но до сих пор болят оставшиеся на сердце страны шрамы. Четыре года его безжалостно терзали огнем и резали сталью, но оно находило силы, чтобы биться за жизнь дальше.

К сегодняшнему 2019 году осталось мало участников и свидетелей той кровавой войны, но бережливое отношение к человеческой жизни передается в России по наследству – от поколения к поколению!

Каждый год 9 мая россияне выходят на парад Победы, чтобы громко и отрыто заявить всему миру, что людская память жива, и она преграда для тех, кого не устраивает духовная и физическая мощь России.

В этом году День Победы в столице республики Башкортостан праздничный парад был особенно торжественным благодаря участию в нем экспонатов подмосковного Музея техники Вадима Задорожного. Прибытие 7 мая орудий, автомобилей и танков стало ценным подарком не только для ветеранов войны. Огромный интерес и желание прикоснуться к легендам испытывало и молодое поколение.

Музей Вадима Задорожного 2)

Уже в первые часы разгрузки музейных экспонатов на выставочную площадку возле Русского Драматического театра г. Уфы, туда подходили заинтересовавшиеся местные жители. Из грузовых фур, словно из подарочных коробок, появлялись автомобили. Танки, не привыкшие к нежностям, медленно скатывались с тралов, в миг собирая на себя рассеянные взгляды зрителей. После этого людей на площадке становилось только больше.

Музей Вадима Задорожного. Парад Победы 7)

К вечеру возле техники было не протолкнуться. Селфи заканчивались расспросами. Специалисты музея (водители-механики машин) переодетые в военную форму доброжелательно утоляли любопытство каждого до тех пор, пока по рации не прозвучала команда: «По машинам!» Пришло время ночной репетиции парада.

Музей Вадима Задорожного. Ночная репетиция 7)

Первым тишину нарушил легендарный танк «Т-34». От его солидного рычания народ расступился, и в телефонах заморгали красные лампочки видеозаписи. Оставляя на разворотах внушительные следы на асфальте, танк неторопливо занял свое флагманское место.

Музей Вадима Задорожного. Ночная репетиция 1)

Специалист музея и водитель-механик «Т-34» Владимир Бужинский рассказал, что машина собрана из двух танков. Ходовая часть взята от танка, который вышел с завода в октябре 1942 года. Он участвовал в боях, получил повреждение башни и его списали в РЖД, где танк стал тягачом. После передачи в Музей Вадима Задорожного на машину установили башню однотипного танка выпуска декабря 43 года. «Т-34» снова вернулся к жизни.

zadorog23

Второй выставочный день начался с технического обслуживания. За каждой военной единицей был закреплен специалист, в чьи обязанности входило не только достойно рассказать о машине, но и обеспечить ее самостоятельное движение на параде 9 мая. Для выполнения таких задач в города России музей делегирует технический персонал из собственных реставрационных мастерских.

Музей Вадима Задорожного 37

Я познакомилась почти со всей командой техников. Несмотря на то, что изначально они работали с ретро-автомобилями, после поступления в ремонт первого военного экземпляра (танка «Т-60») в 2006 году их профессиональный уровень изрядно вырос. После реставрации «Т-60» участвовал в съемках фильма «Утомленные солнцем» режиссера Никиты Михалкова, и этот танк проложил дорогу в коллекцию музея Вадима Задорожного другой военной технике. Сегодня в экспозиции более 1000 экспонатов времен от первой мировой войны до 70-80 годов 20 века, и представлены они на Аллее Славы музея.

По словам Ильфата Миннигалеева, члена прибывшей команды техников музея, восстановление экспонатов — долгий и тяжелый труд. В реставрационных мастерских они появляются в виде рам, башен, деталей, а порой корпусов, не подлежащих восстановлению. В основном их поставщиками являются поисковики, которые выкапывают технику из земли, вытягивают из болот и рек. Война и воздействие природы наносят ей серьезный ущерб, но специалисты музея дают технике вторую жизнь.

Музей Вадима Задорожного. Парад Победы 5)

«Когда в мастерскую поступает новый экземпляр, мы садимся за круглый стол, обсуждаем и вырабатываем технические задачи по реконструкции, — говорит работник ремонтной мастерской Юрий Залепуга. — Чтобы восстановить машину нужно много времени, сил, знаний и средств. Прежде чем начинается сборка, мы проделываем огромную работу по изготовлению запасных частей собственными силами или под заказ. Иногда жизнеспособными становятся детали, найденные поисковиками. Собрать машину из оригинальных запчастей практически невозможно, поэтому выручает их взаимозаменяемость».

Юрий Анатольевич, седоволосый улыбающийся мужчина, уже 12 лет работает в реставрационной службе музея. Его появление в мастерской совпало с началом сбора военной экспозиции, поэтому он стал не только свидетелем развития данной тематики, но и ее непосредственным участником.

За три дня общения с музейным персоналом я узнала судьбу каждой представленной техники. Мои московские друзья не скупились на демонстрацию фотографий и видео в личных телефонах, где запечатлены экспонаты во время приемки. Автомобильные рамы и горы рассыпного металлолома трудно было визуализировать в конечный результат. Именно такие картинки «до» и «после» ярко отражают профессионализм сотрудников музея и любовь к своему делу.

Музей Вадима Задорожного. Парад Победы 18)

Говоря об экспонатах, мне поведали, что на границе Украины и Белоруссии со Смоленском были найдены две башни танка «Т-38». Местное население приспособило их под колодцы. Во время реставрации машин для них нашлись оригинальные катки, ведущие колеса и часть тележек. Для получения желаемого результата пришлось сделать новые корпуса.

Танки «Т-70» 1943 года выпуска — машины разных заводов выпуска. Экспонаты в разрозненном состоянии были найдены на границе Смоленской и Курской губерний. Оригинальные башни пришлось сваривать, поддались восстановлению часть передних и задних листов бронекорпуса танка.

Автомобиль «Газ-67» после войны работал в колхозе в Уральском регионе, затем перешел в частные руки. В музее ему восстановили часть корпуса, перебрали двигатель и заменили проржавевшие детали.

Другой «ГАЗ-67» в виде рамы был найден на месте боев в Смоленской области. Его корпус собирался из фрагментов чужих машин.

В найденном на Урале «ЗИС-5» образца 36 года специалисты перебрали всю ходовую часть, отреставрировали фрагменты родной обшивки и крыльев. Кабину и кузов пришлось полностью изготавливать, но фурнитуру использовали оригинальную.

zadorog14

«Линейка «ЗИС» и полуторок – восстановленные машины, — рассказывает директор по организационным вопросам Дмитрий Буравцов. — Они по своей природе не могут жить более 70 лет. Дерево и железо устает, приходит в негодность, но 80% составляющей машин – оригинал».

Боевые пути этой техники интересовали не каждого посетителя выставки Музея Вадима Задорожного в Уфе, но важно то, что эта площадка на протяжении трех дней стала самым популярным местом столицы республики.

Ключевым и самым торжественным этапом праздника 9 Мая стал парад Победы, который прошел на главной площади Уфы имени Ленина.

Вадим Николаевич Задорожный

Для участия в нем в Уфу прилетел основатель музея Вадим Задорожный.

Накануне, 3 мая, в Москве я случайно оказалась в его музее и была поражена масштабу и качеству экспозиции. Ретро-автомобили, мотоциклы, военная техника, предметы быта СССР занимают огромную территорию, которую в 2005 году под музей выделила Администрация г. Красногорска. Как сказал мне Вадим Николаевич, количество экспонатов увеличивается, и сейчас стоит задача дальнейшего расширения выставочных площадей.

Факт того, что история страны интенсивно восстанавливается не только на идеологическом уровне, но и на предметном, радует и вселяет уверенность в сохранении ее неприкосновенности.

kolonna (9)

Пошли последние минуты приготовления к параду. Механизированная колонна неторопливо занимала указанную позицию.  «Боевая подруга» последний раз расписалась гусеницами  на уфимском асфальте,  задымила и своим тяжелым уставшим дыханием заглушила музыку военного оркестра. Вадим Николаевич, как командир машины, занял место на башне «Т-34», и колонна под восторженные взгляды зрителей начала свое показательное движение.

kolonna (14)

Средний танк «Т-34», легкие «Т-38», «Т-60», «Т-70», автомобили «ГАЗ-АА», «ГАЗ-67», «ЗИС-5» торжественно проехали по площади, уступив дорогу «Бессмертному полку».

Настал момент увидеть лица тех, кто отдал себя во имя Победы в Великой Отечественной войне.

parad (8)

Праздник 9 мая завершился. Давно рассеялся дым от двигателя «Боевой подруги», а сам «Т-34» занял свое привычное место на территории музея Вадима Задорожного в Москве, но его автограф сталью на асфальте стал еще одной памятной строчкой в истории великой Победы.