Не хотелось бы прерывать свои рассказы об Азербайджане, но у любого путешествия есть конец. Нас он ждал в поселке Лерик, за которыми начинается территория Ирана.
Дорога устремилась в Талышские горы. На сей раз гораздо выше и глубже. Ее подъемы были физически ощутимы, так как местами закладывало уши, а движок машины с надрывом восполнял потерянные от давления обороты.
Накануне в Лерике прошли обильные дожди, вызвавшие на некоторых горных склонах схождение грунта и камней, посему на дорогах образовались каменные завалы. Водитель рассказал, что Лерикский район славится долгими туманами и обильными дождями. На этот период внешняя жизнь в селениях замирает, так как автомобильное передвижение становится невозможным.
Чтобы читателю было легче представить состояние дороги между селениями в горах, показываю данную фотографию, сделанную из машины во время движения. Дорога в небо!
А это поворот…Как в условиях минимальной видимости или сцепления участвовать в аттракционе с названием «Азербайджанские горки» – я не представляю. Видимо не я одна, раз «невыездной» период существует.
Следующие кадры характеризуют крутизну дорог, которые на фоне красивейших пейзажей не вызывают реальной оценки их опасности.
Дорогу осилит идущий или едущий, поэтому мы благополучно добрались до поселка Лерик, где нас ждал военный комиссар Фахраддин Мирзоев.
Благодаря ему был решен транспортный вопрос нашего фототура, который начался незамедлительно. Гидом стал представитель пресс-службы районной Администрации Афлатун Мемедов. Предложенный им маршрут оказался в меру экстремальным и насыщенным по фотокадрам.
Солнце выходило из-за гор, открывая нашему взгляду местные красоты. Уже по ходу стало складываться общее понимание жития людей в этих местах: исчерченные дорогами горные склоны, внедорожники, оставляющие после себя пыльные шлейфы,
без труда преодолевающие крутизну горного подъема пасущиеся стада и жилые дома на зеленых буграх горного «тела».
Если наши поездки в поселки Шеки и Лагич были посвящены знакомству с народными традициями, культурой и ремеслом, то здесь мы погрузились в атмосферу какой-то неземной благодати! Отрешенность от научно-технических достижений современности и полное слияние человека с природой. Каждый кусочек этой земли, словно «Эдемский сад», делает своих обитателей счастливыми.
Возникающие высоко в горах единичные постройки порой выглядят ультимативно по отношению к природным условиям. Каменистая почва максимально заполняет собой все поверхности, не оставляя места для плодородной почвы. Но жажда жизни дает свои ростки, приспосабливая территорию к обитанию.
Мы продолжали длительный подъем, перевалив высоту свыше 2000 метров над уровнем моря. По краю автомобильной колеи находился крутой обрыв, а объекты у горного подножья были размером со спичечный коробок. Казалось, мы все больше и больше отдалялись от территории с признаками жизни, но после высказывания мной этой мысли последовала остановка.
На краю дороги отдыхало небольшое стадо коров.
Словно на смотровой площадке разместились животные на скальном выступе, с которого открывался удивительный пейзаж со снежными макушками гор и ослепительными солнечными лучами, застилающими каменную гряду матовым фоном.
Выбор места для «релаксации» был очевиден, но факт подъема стада на такую высоту вызвал удивление. Что тянет животных на такую высоту — не знаю, а меня – фотосъемка!
Наконец мы доехали до места назначения.
Поселок Анзоли находится на высоте 2500 метров над уровнем моря.
Жилые дома, словно ветром, хаотично рассеяны по всем склонам гор, что создает иллюзию большой численности населения. На самом деле население поселка маленькое, поэтому Анзоли ведет социальную деятельность совместно с находящимся рядом поселком Рваруд.
В каждом есть школа, но в Рваруде она приспособлена для обучения детей начальных классов, а в Анзоли – для получения среднего образования.
Оказавшись на территории школы в поселке Анзоли, мы стали свидетелями отдыха детей на перемене. Разновозрастные ребята дружно играли в «Кошки-мышки», не обращая внимания на щелканье фотокамер.
Прозвеневший звонок опустошил школьную площадку, и в камерах стали появляться сюжеты, характеризующие быт жителей Анзоли:
— сохнувшее белье, наполняющееся солнечной энергией, запахами трав и свежестью горного воздуха;
— ароматные лепешки в тендирах, покрывающиеся хрустящей корочкой;
— юные девицы, уединившиеся на чердаках, чтобы вдали от любопытных глаз вести переписку на сотовом телефоне;
— занимающееся строительными и ремонтными работами мужское население;
— дети, тормошащие своих домашних любимцев,
и все это на фоне доброго расположения природы к человеку!
Земля Лерикского района щедра и приветлива к своему населению, и люди отвечают ей взаимностью. Достаточно посмотреть, как вручную засеиваются поля пшеницей, чтобы почувствовать любовь и привязанность сельчан к родной земле-кормилице.
Вокруг царство гармонии и стабильности! Ровное дыхание земли умиротворяет даже самых одержимых фотографов, заставляя остановиться не для кадров, а для перезагрузки своего переполненного надуманной суетой сознания. И тогда ты становишься частью этой природы, душой прорастая на этой обетованной земле.
И эта плодородная во всех отношениях земля не просто взращивает тружеников и умельцев, но дает им долгую жизнь. Лерикский район славится своими долгожителями, которые без труда разменивают один век на следующий, находясь в бодром состоянии души и тела. В недавний период времени здесь одновременно проживало свыше 500 человек перешагнувших 100 летний рубеж.
В нашу поездку мы смогли посетить лишь одного претендента на звание «долгожитель».
Пашаев Дашдемир Казымович родился 10 мая 1925 года. 10 апреля 1943 года юношу в составе пехоты отправили на Белорусский фронт, а 21 ноября того же года он получил свое первое ранение. После лечения снова на фронт для участия в освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Война для Дашдемира закончилась в декабре 1945 года, после чего, вернувшись в родные края, юноша стал бригадиром колхоза, затем начальником паспортного стола, окончил школу милиции, работал инспектором уголовного розыска и завершил трудовую деятельность начальником милиции в звании подполковник.
С чувством трепета и гордости продемонстрировал Дашдемир Казымовичем нам свои книги, написанные по выходу на пенсию. Почетное место в архивах ветерана занимают именные благодарственные письма от президента республики Беларусь Александра Лукошенко, приуроченные к юбилейным датам освобождения Белоруссии от агрессоров во время Великой Отечественной войны.
Картина заслуг и достойной жизни Дашдемира Казымовича была бы не полной, если бы я не озвучила его семейное положение. У него и супруги, которая до сих пор во всем поддерживает мужа, 9 детей, 35 внуков и внучек, 47 правнуков и правнучек и 1 праправнук. Такое количество людей вполне могло бы поместиться на фотографии, но не в стенах маленького дома.
С пожеланием встречи через 25 лет мы расстались с Дашдемиром Казымовичем, и с улыбкой на лице он клятвенно обещал дождаться следующего нашего приезда.
Напоследок мы посетили районную Администрацию, где Арзу Велимамедова, заместитель главы по культуре, после знакомства и беседы на память подарила нам шерстяные носочки с яркими узорами.
Было жаль покидать этот райский уголок и отправляться в обратную дорогу. За окном мелькали самовары, выставленные вдоль дороги, покрывшиеся мхом, словно зеленым бархатом, деревья, горные реки цвета какао, насыпи и берега рек из округлых камней, алабаи, загоняющие стада в единый строй, ослики, запряженные в тележки, и повсюду улыбающиеся люди.
Теперь моя «Книга жизни» пополнилась еще одной главой под названием «Азербайджан», и я сохраняю надежду прочитать ее страницы еще раз!