Николай Слобода в роли нищего

На съемках фильма «София Палеолог» в Пскове

«Опять дождь» — подумала я и спряталась под навес Приказной палаты. «Серые» кадры Псковского кремля я делала накануне, и сегодня были планы на яркие и сочные кадры. Но как говорится, «мы предполагаем, а Бог – располагает». Так и получилось.

По площади перед Кремлем бегали люди в дождевиках, усердно собирая рабочие инструменты.

«Кино снимаем!» — ответил на мой вопрос один из рабочих.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Карета

Услышанное не только не утолило мое любопытство по отношению к происходящему, а напротив, подтолкнуло направиться в гущу событий.

Для начала я решила изучить расставленный на поле реквизит и возводимые декорации. Наибольший интерес вызвал деревянный сруб, глядя на который не возникало сомнение в его натуральности. Однако при детальном рассмотрении  я поняла, что это не дерево, а легкие строительные материалы.

Декорации к фильму "София Палеолог"

Дорога к главному входу Кремля была заставлена машинами, возле которых активно передвигался народ, то выгружая, то загружая из них декорации и аппаратуру.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Реквизит

Бочки, кадушки, вязанки хвороста, клетки из веток деревьев, короба из бересты, медные кувшины, воинские доспехи – все говорило о том, что снимаемый фильм затрагивает историческую эпоху средних веков.

Такой инвентарь смотрелся комично с рядом стоящим техническим оборудованием съемочной группы. Эти  противоположные образцы своей эпохи разделяли века и дорога,  являющаяся захабом Кремля.  Захаб —  дополнительная защита крепостных ворот, оборонительная ловушка, где нападающие оказывались в тесном коридоре под перекрестным огнем защитников крепости.

Киносъемочная группа

Начинался захаб с Великих ворот, над которым висел Образ Святой Троицы.

Сразу за воротами по всей длине захаба были расставлены декорации.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. В захабе

Навстречу мне и в потоке со мной шли люди из съемочной группы. Каждый из них занимался своим делом, изредка отвечая на позывные по рации.

На съемках фильма

Захаб вывел меня к Вечевой площади,  в центре которой возвышается крест, установленный к 1100-летию г. Пскова на месте разрушенного в 40-е годы 20 века Благовещенского собора. Площадь окружена стеной Кремля, Троицкой башней, Троицким собором и его колокольней.

Псковский кремль

На вымощенной булыжниками территории вокруг Собора стояли микроавтобусы, из которых периодически выходили актеры.

В этих автомобилях происходили чудеса преображения. Заглянув в приоткрытую дверь одного из них, я увидела развешанные по всему периметру на вешалках костюмы. На лобовом стекле машины была прикреплена вывеска «София Палеолог».

Оказалось, киностудия «Москино» по заказу Министерства культуры Российской Федерации и телеканала «Россия-1» снимает исторический сериал о великой княгине московской, второй жене Ивана III, матери Василия III, бабушке Ивана IV Грозного Софии Палеолог.

В главных ролях снимаются Евгений Цыганов (Царь Иван III) и Мария Андреева (София Палеолог). Кроме того, в картине играют Борис Невзоров (Иван Мамонов Меньшой) и Петр Зайченко (митрополит Московский Филипп).

Никого из «кинознати» мне увидеть не удалось, зато я с головой окунулась в жизнь псковичей, задействованных в массовках.

Ранее в Пскове по местным средствам вещания было озвучено приглашение на кастинг для желающих сняться в  данном фильме.  Требованием для мужчин было наличие бороды и длинных волос,  для женщин — естественный цвет волос, форма и цвет бровей, ногти без покрытия.
Желающих оказалось много, поэтому отбор претендентов был жесткий, и выбор пал на героев, чьи образы соответствовали эпохе времени княгини Софии.

Съемки проходили  с 23 июня по 12 июля. Мое знакомство с некоторыми «избранниками» для массовки состоялось  вечером 5 июля на площади перед Троицким собором Кремля.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове

Они сидели на скамейках под тентом, который укрывал их от пронизывающего ветра. Пользуясь перерывом, актеры согревались чаем из термоса и утоляли голод  домашними бутербродами. На их лицах была нескрываемая усталость.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Дружинники

Их съемочный день начинался с 8 утра. Большинству актеров приходилось сниматься в нескольких ролях в разных массовках.  При этом состав массовки на протяжении съёмок менялся, чтобы не примелькаться в фильме. Герои моих фотографий, как выяснилось позже, тоже были не единожды востребованы на съемках.

Переменчивая погода, монотонность и повторяющиеся действия на площадке выматывали, поэтому любое активное действие в съемочном процессе оживляло людей, а время ускоряло ход.

Может быть поэтому люди согласились на мои предложения сфотографироваться на моих постановочных условиях.

Первыми откликнулись Светлана Свиридова и Иванушкин Анатолий. С ними я сделала первые робкие кадры на фоне стен Троицкого собора.

Светлана Свиридова и Анатолий Иванушкин

Анатолий, пенсионер в 2016 году, а в 15 веке – крестьянин и пастух коз. Он единственный из массовки, кто уверенно управлял рогатыми «артистами», поэтому эта роль была отдана ему на исполнение.

Светлану в кино  привел однокурсник,  участвующий во всех фильмах, которые снимаются на Псковщине. Вне кино она — куратор генеалогических проектов в Российском Центре Родословия. Ей было интересно, как видит режиссер этот период,  какими средствами будет воплощаться  эта историческая эпоха.

За один день съемок Светлане  удалось пообщаться с российской актрисой театра и кино Мириам Сехон (в фильме она играет Лауру), которая призналась, что ей очень понравился Псков.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Светлана Свиридова

Профессиональный взглядом отметила Светлана качество костюмов артистов.

— На мне было три одежды, потоньше, потолще и завершающая плотная (лен). Одежда очень добротная, в ней не холодно и не жарко. Натуральное сырье! Кожаные сапоги за 10 часов беспрерывной носки не причиняли какого-либо дискомфорта.

О качестве одежды и положительные отклики о работе костюмеров далее я слышала не раз.

Следующему герою фотосессии достался не самый «красивый» костюм, но псковскому студенту он добавил определенную харизму.

Николай  Лобода (нищий) уединенно сидел на скамейке под деревом, жуя кусок буханки белого хлеба. Мое предложение сфотографироваться привело его в некоторое замешательство, и стеснение своих лохмотьев сковывало парня. Но уже через минуту, смяв в ладони кусок хлеба, Николай вошел в образ, и мы сделали кадры.

— Мне в радость  ходить в своем тряпье, – отметил Николай, — наконец-то я не в джинсах, вместо кепки у меня шапка, на ногах лапти. Несмотря на холодную погоду мне абсолютно не холодно.

kino0040

Отмечу, что Николай тоже не случайный человек на съемках, и его желание участвовать было идейным.

—  В 2009 году мне в руки попала книга «Иван III» (М.: «Молодая гвардия», серия ЖЗЛ). Читая её, я был удивлён тем, что нет фильмов про государя Ивана III.  Ведь  во времена своего правления он сделал много полезного для Российского государства.

Теперь Николай стал непосредственным участником воссоздания истории нашего Отечества, пусть и не «лучших» ее представителей.

—  26 и 27 июня я играл пьяницу, 5 июля —  нищего. Костюм мне достался очень рванный. Было чувство, что исполняю роль ангела смерти или утопленника. Еще к моему образу добавили собачку.  Мы с ней смотрелись очень органично, а все говорили, что с нас можно писать картину.

Эту собачку, героиню фильма,  я увидела только на обратном пути в момент репетиции артистов.

Анатолий Иванушкин со внучкой

А пока, фотосъемка набирала обороты. Вошедший во вкус фотографирования, ко мне подошел Иванушкин Анатолий с девочкой.

Шкодливый взгляд и улыбка на лице ребенка завораживали простотой и открытостью.

К месту фотографирования подбежала еще одна девочка, более серьезная и уверенная в себе. Я старалась подчеркнуть ее «актерскую» взрослость.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове

Как оказалось, эти девочки Лия и Алина внучки Анатолия.

Далее к семейному составу артистов присоединилась мама девочек – Евгения Бурдуковская.

Женя Бурдуковская с дочкой

Она снимается в фильме по очереди с супругом (дружинник), который в этот день нянчился дома с сыном Алешей.  По ходу выяснилось, что здесь снимаются и остальные члены их семьи  — жена Анатолия Волынская Елена с дочерью Машей.

— Так это семейный подряд! — восхитилась я.

— Все началось с исторического фильма с Серебряковым «Стена», — рассказывает Евгения. —  От нас в нем приняли участие мой муж и папа с семьей. Я и дети не участвовали, поскольку съемки проходили в пригороде: в Пушкинских горах и Изборске. В процессе их работы мы поняли, что это наряду с тем, что невероятно интересно, еще и ужасно утомительно, но желание сниматься только усилилось.

Так на съемочной площадке оказалась большая семья, в которой все поддерживают друг друга, чтобы легче переносить тяготы актерской жизни:  монотонность и повторяющиеся действия.

— Накопленная во время съемок усталость заражает безразличием, — делится Евгения. — Не обращаешь внимания ни на что, только надеешься, что скоро все отснимут и кадр, наконец, получится хороший. Появляется желание  лечь,  где стоишь, сорвать с себя все эти наряды, избавиться от волочащегося по твоим следам подола, отяжелевшего от дождевой грязи. Фрагмент фильма – пара мгновений, а снимают на самом деле несколько часов. К примеру: выход Ивана к народу, его реплика на две минуты о том, что надо пойти в вольнодумный Новгород  и возглас народа: «Ура!». С разных ракурсов брали общий план, всех главных героев поочередно крупным планом, и, еще каждый раз технический дубль. В общем, Иван III (Евгений Цыганов)  раз десять с жаром повторял свои слова, а мы в ответ ему радостно ликовали. Звучала команда «Мотор» и мы играли, потом «Стоп» и мы расслаблялись, но  с позиций не уходили. А тем временем вокруг трудились, как пчелки, гримеры, костюмеры,  декораторы.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Работа гримеров

О том, что, несмотря на свою романтичность,  труд «киношников»  титанический, соглашусь  с Евгенией.  Фотографируя актеров, я лично убедилась в качестве исполнения костюмов и грима. Внешний вид актеров был настолько исторически натуральным, что мне было сложно представить этих людей в современном обществе, поэтому я также отмечу виртуозность персонала.

Следующий герой фотосессии был «нищий».  Думаю, что для Николая Стражина это была роль не свойственная его темпераменту и образу жизни. Он – спортсмен, победитель чемпионата Мира по зимнему плаванию в Юрмале в 2012 году.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. У бойницы стены Кремля

Над образом Николая гримерам пришлось упорно потрудиться, чтобы скрыть его подтянутый вид. Нищие ходили в  лохмотьях, где большая часть тела оставалась открытой, поэтому гримеры цветом грязного загара покрывали все видимые части тела актера.

Крестьян тонировали в разы усерднее, чем бояр, которым сохраняли  аристократическую бледность.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Боярин

— Гримеры были и местные и питерские, — продолжает Евгения. —  Девушкам и девочкам заплетали простую косу, пряча кончик в накосник (треугольник из материала, качество и убранство которого зависит от статуса обладателя).  Вокруг головы вязали ленту. Женщинам волосы собирали в узелок на затылке. Актерам-мужчинам  доклеивали недостающие детали бороды и шевелюры. Для этого были заготовлены стенды с красующимися волосистыми элементами на любой вкус и цвет. На нанесение грима утром  и его снятие в конце дня, у мужчин уходило  гораздо больше времени, чем у женщин.

—  После гримерной мы направлялись к художникам по костюмам. В их распоряжении был актовый зал, по стенам которого располагались многочисленные вешалки с костюмами. В первый день мне повезло – меня облачили в расшитое жемчугами платье боярыни, на второй день — в простой  крестьянский наряд. Роли раздавал руководитель массовки исходя из заказа режиссера. Они очень быстро и точно составляли комплекты для каждого актера. Появляясь с новым платком, прикинув, отойдя на пару шагов и в раздумье, повертев головой, костюмер исчезала на мгновение и появлялась с другим аксессуаром, создавая образ, уживающийся с твоим внутренним миром.

Затем костюмеры, как и гримеры,  вместе с актерами шли на съемочную площадку, где начиналась основная суета. Изнуренные жарой перед каждым дублем персонал поправлял костюмы и грим на каждом артисте.

— Один из пастухов, по мнению режиссера, оказался в слишком чистой для крестьянина рубахе. Костюмер подошла, недолго думая, погрузила свои белые ручки в «вековую» дорожную грязь,  и этими руками привела пастуха в надлежащий вид.

На съемках актеры и те, кто остается за кадром отдают себя кинематографу без остатка.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Крестьянин

Я продолжала фотографировать, когда режиссер дал команду всем выдвигаться в захаб Кремля для репетиции и съемки новой сцены с уличным кукольным театром.

С актерами к месту действия направилась и я. Здесь уже собрался персонал киностудии. На вернувшихся с перерыва актеров  сразу «накинулись» гримеры и костюмеры, чтобы удалить с них следы 21 века.

Расставив актеров на позиции, каждому стали объяснять требуемые от них движения и эмоции на лице.

На съемках фильма "София Палеолог" в Пскове. Репетиция

Начался активный этап съемок, и чтобы не нарушать рабочую атмосферу щелчком затвора камеры, я удалилась.

Положительные эмоции во мне еще долго не угасали. Оказалось, мне хватило одного часа, чтобы пропитаться духом рождения кино.

—  Это удивительно и великолепно, когда ты перевоплощаешься, улетаешь в другую эпоху – написала в письме Евгения. — Фантазия помогает  полностью окунуться в иную жизнь, неизвестную, а может быть нами уже пережитую. И если это так, то я счастлива, что благодаря киносъемкам прикоснулась к своему прошлому.

Выход картины «София Палеолог» планируется в конце 2016 года. Конечно же, я посмотрю сериал, чтобы еще раз увидеть героев своих фотографий и вспомнить июльский вечер на территории Псковского кремля, когда я была режиссером своей «Софии Палеолог».

P./S. Спасибо  актерам за помощь в подготовке данного материала! Будьте здоровы!