Предисловие
Историю обнаружения пропавшего в годы Великой Отечественной войны стрелка самолета ИЛ-2 Михаила Подвойского из села Первушино Кушнаренковского района Республики Башкортостан я услышала от своих сельчан в конце 2021 года.
Рассказ была очень краткий даже из уст прямых наследников этого события. Я решила узнать подробности дела Подвойского. Вышла на латвийских поисковиков, благодаря которым имя потерянного солдата через 68 лет нашло своё место в современной истории. Знакомство с этими людьми переросло в нашу дружбу. Благодаря им у меня появилась дополнительная информация по этому делу, и мы взяли курс на сотрудничество.
Специальная военная операция России стала поводом для открытого проявления в странах зарубежья ненависти к людям, которые лояльны к России или в контакте с россиянами. Латвия пополнила эти «русофобские» ряды. При такой власти и политике вести в стране патриотическую и поисковую деятельность стало невозможным, и преследуется. Отсюда, дело Михаила Подвойского не доведено до своего исторического и технического завершения, пока…
25 августа 1944 года экипаж самолета ИЛ-2 в составе командира летчика Голованова Ильи Степановича (из Сталинградской области) и воздушного стрелка Подвойского Михаила Степановича (из с. Первушино Башкирской ССР) не вернулся с боевого задания.
С этого времени они считались без вести пропавшими в районе Озоли Мадонского района Латвии.
Такое трагическое извещение Подвойская Анастасия Даниловна получила 13 октября 1944 года и до конца своей жизни ничего не знала о судьбе сына. Она немного не дожила до того дня, когда в село Первушино Кушнаренковского района Республики Башкортостан поступил запрос о поиске родственников Михаила Подвойского. О родстве этому солдату заявила его родная племянница Первушина Валентина Алексеевна. В её семейном архиве до сих пор хранятся фотографии фронтовых лет. На одной из них – братья Тимофей и Михаил, которые встретились в годы войны в 1944 году, с надписью: «На долгую память Нюре Владимировне и Бориске от Тимошки».
Так, в 2012 году в село Первушино пришло известие о том, что 18 июня – 27 июня 2012 в Латвии поисковики нашли место гибели самолета ИЛ-2 с экипажем: Головановым И.С. и Подвойским М.С. Это было знаменательным событием для Башкортостана.
11 февраля 2013 года в Первушино прибыли представители поискового отряда «Свои» из города Похвистнево Самарской области. В торжественной обстановке, с участием телеканала БСТ и республиканских журналистов, Валентине Алексеевне передали найденную медаль «За отвагу» Михаила, заводской жетон с указанием серийного номера радиатора самолета ИЛ-2 и обойму от пистолета (якобы Подвойского). По поводу останков Михаила было заявлено, что он будет захоронен в братской могиле в Латвии 9 мая 2013 года.
Торжественное мероприятие завершилось. Гости и представители Администрации разъехались. Родственники Михаила успокоились. Жизнь потекла в своем обычном русле.
Через 8 лет после этого события делом Подвойского заинтересовалась я. Так как у меня есть опыт работы с военными архивами и данной тематикой, я верила, что смогу дополнить славную историю новыми страницами.
В городе Риге мне удалось найти руководителя поисковой организации «Даугава» Андрея Федотова, чей коллектив занимается поиском и захоронением останков воинов погибших во время Первой Мировой войны, воинов погибших 1941-1945 годы на территории Латвии, поиском неучтенных воинских захоронений и родственников погибших солдат, восстановлением утерянных имён погибших.
Андрей помог мне разобраться в истории Михаила, и мы построили планы на дальнейшее взаимодействие по этому делу.
Он предоставил мне фотографии и видео поисковых работ своего отряда. Я была в шоке от увиденных условий их труда.
Эти люди работают на собственном энтузиазме, не щадя себя, в дождь и холод, углубляясь в землю на несколько метров и перебирая голыми руками каждый комочек земли.
Их стараниями находится: боевая техника, оружие, останки солдат и их личные вещи. Так работает поисковая организация «Даугава» под руководством Андрея, которая 29 июня 2014 года продолжила работы по подъему штурмовика ИЛ-2 бортовой номер – 3858 и поиску останков летчиков.
Это был второй заход на точку поиска. Первыми работу в точке гибели экипажа начал поисковый отряд «Патриот».
— О месте в районе Озоли Мадонского района Латвии где на глубине, возможно, находится боевая техника, нам сообщил знакомый поисковик, — рассказывает Андрей. – Парень ходил по лесам с металлоискателем, собирал гильзы латунные, алюминий, цветной металл, оставшиеся в земле после Великой Отечественной войны. Тут железа и трупов – ужас как много. В этой местности – в Курляндском котле, было разбито 39 немецких дивизий. Если бы было финансирование, в этом районе поисковики ежедневно бы поднимали технику и останки солдат.
Пояснение: Блокада Курляндской группировки войск сложилась осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная как Курляндия) оставалась под оккупацией германских войск (остатки группы армий «Север»), но они оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии Тукумс — Лиепая.
– Металлоискатель этого парня начал пищать, — продолжает Андрей. – Оказалась, что пищала гильза от 7,62-мм авиационного скорострельного пулемета системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС. Когда мы (поисковики) приехали на это место, местные жители рассказали, что старожилы знали о точке падения самолета. При ударе об землю хвостовая часть самолета распалась. После войны жители собирали его верховое железо, крылья, алюминий, т.е. всё, что можно было сдать на металл. Когда сверху всё до уровня земли было разобрано и вывезено, это место заросло. За десятилетия воронка сравнялась с землей. Детекторов в послевоенные годы не было, и население прекратило искать металл. Обнаружение места гибели экипажа ИЛ-2 произошло в те времена, когда металлоискатели стали доступным приобретением для гражданских лиц.
Первые исследования и раскопки точки падения самолета проводила первая международная поисковая экспедиция в Латвийской Республике с 18 июня – 27 июня 2012 года. Инициатором был поисковый отряд «Патриот» из России.
Во время этих раскопок были обнаружены части советского самолета. По найденному бортовому номеру поисковики узнали экипаж самолета: младший лейтенант Голованов Илья Степанович и старший сержант Подвойский Михаил Степанович.
Во время раскопок нашли место стрелка Михаила Подвойского. Из останков подняли несколько маленьких «костных» фрагментов, два пистолета,
обойму,
медаль «За отвагу»
,
заводской жетон с указанием серийного номера радиатора самолета
и разные фрагменты техники.
— Первые раскопки отрядом «Патриот» проводились незаконно, — писал в своём отчёте 7 марта 2013 года Андрей. — Как заверил Комитет Братских кладбищ в Латвии, то на подъём самолёта ИЛ-2 в Мадонском районе (Озоли) разрешение не выдавалось и не с кем не согласовывалось, ни в самоуправлении, ни с владельцами земли.
Только 20 июня 2014 года Андрею удалось узаконить вторую экспедицию и предстоящие работы по подъему ИЛ-2. В помощь поисковому отряду «Даугава» приехали поисковики из отрядов: «ЗВАЙГЗНЕ» /Латвия/ и «Забытые Солдаты» /Литва/, Виталий Мамедовов /г. Климовск, Россия/.
Работы начались и к 29 июня были подняты фрагменты останков пилота ИЛ-2, найден Орден Красной Звезды Голованова и куча железа от ИЛ-2.
Но и на втором этапе раскопок поисковики не дошли до мотора самолёта.
— ИЛ-2 лежит на краю болота и трудно определить куда ушла основная часть корпуса. Мотор может быть на глубине 9-12 метров (зависит от почвы), — рассказывает Андрей. – В следующий раз будем левее копать, и если будет сухое лето, то доберёмся до него. Нашли генератор от мотора (он сейчас в рабочем состоянии). Подняли и 10-ти килограммовый пулемёт, с которого стрелял Михаил Подвойский. Нашли пулю от немецкого пулемёта, которая застряла в детали корпуса самолёта. Это говорит о том, что был воздушный бой. ИЛ-2 был сбит вражеским ВФ-190. Обычно, во время аварийной посадки, лётчики уходили в болотистое место, чтобы на брюхо сесть. Я полагаю, что пилот Голованов тянул ещё 8 км, пытаясь управлять горящим самолётом, а стрелок к тому времени уже точно сгорел. От удара самолёта о землю, мотор пробил воронку, и кабину лётчика просто засосало под мотор. Мы не нашли ни ремня, ни пряжки, ни документов, только оплавленный орден Красной звезды командира Голованова. Основные останки ещё в земле, предположительно, в районе мотора. Для продолжения раскопок нужен экскаватор, чтобы вести работы по выемке земли.
Из сказанного, понимаем, что поисковые работы по данному экипажу штурмовика ИЛ-2 бортовой номер – 3858 не завершены.
Во время первой экспедиции поисковики нашли медаль «За отвагу», которая принадлежала Подвойскому.
Военные архивы выдали мне информацию о том, что Михаил был дважды награжден такой медалью.
Первая медаль «За отвагу» присвоена Приказом №012/Н 3-ий гвардейский воздушно-десантный полк 1 гвардейской воздушно-десантной дивизии (3 гв. вдп). Северо-западный фронт от 4 июля 1943 года
На СЗФ Подвойский служил с 3 февраля 1943 года по 15 августа 1943 года.
«Командиру минометного расчета 1 стрелкового батальона гвардии старшего сержанту Подвойскому Михаилу Степановичу. 25 мая 1943 года под деревней Жуково было замечено скопление противника. Товарищ Подвойский со своим расчётом выдвинулся вперёд за передний край нашей обороны и открыл огонь, уничтожив при этом 15 офицеров».
Вторая медаль «За отвагу» вручена на основании Приказа 810 Авиационного штурмового полка от 9 августа 1944 года.
«Воздушного стрелка ст. сержанта Подвойского Михаила Степановича, совершившего с 4 февраля 1944 года по 1 августа 1944 года 12 успешных боевых вылетов, на штурмовку войск и живой силы противника.
12 июля 1944 года выполнял боевое задание в районе Озерки в группе 6 самолётов, тов. Подвойский оказывал большую помощь командиру экипажа Голованову И.С. в отыскивании цели. Заметив на опушке леса скопление живой силы противника, сообщил об этом лётчику, последний бомбометанием и пулемётно-пушечным огнём уничтожил до 30 солдат и офицеров противника».
С 4 февраля 1944 года Михаил воевал на 2-ом Прибалтийском фронте.
В 1944 году при налёте на аэродром Идрица он получил лёгкое ранение ноги.
Удар по аэродрому Идрица был нанесён двумя эшелонами в период 13.40-14.00 часов 27 февраля.
Первый эшелон из 6-ти ИЛ-2 подходил к аэродрому Идрица с юго-запада на бреющем полёте и атаку начал с высоты 70 метров.
Второй эшелон из 12-ти Ил-2 (ведущий — командир Авиационной эскадрильи 810-й штурмовой авиационный полк ст. лейтенант В.И.Козловский) подошёл к аэродрому Идрица с севера на высоте 1200 метров. Подвойский Михаил был в составе второго эшелона АЭ 810-й штурмового Режицкого авиационного полка. Предполагаю, что именно во время этого налёта был ранен Михаил.
Интересно, что Приказ о награждении Михаила медалью «За отвагу» от 9 августа совпадает с днём присвоения 810-ому полку, где он служил, почётного наименования «Режицкого» за отличия в боях за овладение городами Двинск (Даугавпилс) и Режица (Резекне).
Найденная медаль «За отвагу» по одному источнику приписывается за бой 12 июля 1944 года, но есть и обратное мнение, поэтому я не могу точно сказать, к какому награждению имеет отношение найденная медаль Михаила Подвойского.
Возвращаемся к военным сводкам с Прибалтийского фронта:
«В 8 часов 55 минут 17 августа 1944 года началась операция по разгрому Мадонской группировки противника. Третья Ударная армия наступала в направлении города Эргли (Латвия). Наши войска двигались вперёд с непрерывными кровопролитными боями. Утром 18 августа 1944 года 150 стрелковая дивизия 79 стрелкового корпуса овладела городом Марциена. Передовые части 5 танкового корпуса прорвались в район поселка Эргли, преодолев более 30 километров и выполнив свою задачу. Однако во второй половине дня противник нанёс мощный контрудар пехотой и танками по левому флангу 79 стрелкового корпуса. Немецкое командование ввело на участке наступления Третьей Ударной армии три свежие пехотные дивизии. В течение десяти дней они непрерывно контратаковали советские войска, стремясь, во что бы то ни стало задержать их продвижение. Только 22 августа 1944 года фашисты предприняли против Третьей Ударной армии более тридцати контратак. Только после многодневных и упорных боев войска Третьей Ударной армии вышли, наконец, в район Эргли и южнее его. Обе стороны понесли значительные потери. Положение стабилизировалось, с 28 августа 1944 года на фронте наступило некоторое затишье.
В этих боевых операциях пришлось участвовать самолёту ИЛ-2 №3858, откуда ему не суждено было вернуться.
По данным Центрального архива Министерства обороны РФ, экипаж штурмовика ИЛ-2 с бортовым номером 3858 (мл. лейтенант Голованов и ст. сержант Подвойский) не вернулся с боевого задания в районе Озоли Мадонского района 25 августа 1944 года и до 2012 года значился без вести пропавшим.
Спустя 10 лет после обнаружения самолёта Голованова и Подвойского поисковые работы на месте его падения не завершены. Осталось много вопросов, которые требуют изучения. Может быть, в этой истории будет поставлена точка, когда поисковики найдут мотор самолёта, извлекут все останки экипажа и в полном объёме предадут их земле. К сожалению, пока основная часть останков этих солдат находится вне братской могилы в городе Ропажи.
Остаётся сомнением принадлежность Михаилу обоймы пистолета, которую передали родственникам Подвойского поисковики первого отряда в 2013 году. Обойма была найдена вместе с двумя пистолетами.
— Который из них пистолет лётчика, а который стрелка — определить не может не кто. Они номерные, но в архиве на них информации нет, — пояснил Андрей. Они горелые, и патроны разорвались в обойме — раскрылись, т.е. обойму достать из пистолета нет возможности. По отдельно найденной обойме тоже нельзя назвать хозяина, но самое главное, что вывоз за границу детали от оружия с 2000 года в Латвии считается уголовным преступлением. Т.е., если эта обойма действительно с первой экспедиции, то её вывезли нелегально. Такое, к сожалению, бывает среди некоторых недобросовестных поисковиков.
Получается, что из вещей, переданных родственникам Михаила, его личной на 100% является только медаль «За отвагу». Она, к несчастью, вернулась в родные края без хозяина.
Наверное, для родственников Подвойского, которые на протяжении 68 лет ждали любую информацию о Михаиле, детализация дела не важна. Отныне они знают героический путь Михаила и место, где он завершился. В их сердце живёт благодарность к тем, кто восстанавливает Великую историю Великого народа. Люди испытывают огромную гордость за Михаила и воинов, которые сегодня стоят на защите России. Победа снова будем за нами, так как путь к ней столетиями прокладывали воины нашей героической страны. Михаил Подвойский в их числе.