Галопом по Европам. Именно так можно назвать мое минипутешествие по Нидерландам и Бельгии. В течение 7 дней я побывала в Антверпене, втором городе Бельгии (после Брюсселя) и трех самых крупных городах Нидерландов — Гааге, Амстердаме и Роттердаме.
На изучение городов отводилось очень мало времени. Я увидела лишь их «оберточную» часть. На все самое интересное, настоящее и экзотичное у меня не было ни времени, ни средств, ни знания английского языка. Из этих трех причин сокрушительной для меня оказалась последняя. Если временем и уровнем затрат я вполне способна управлять, то разговорный барьер не дал мне творчески реализоваться.
Что и кого я снимала, почему это так, и как это появилось? В голове возникало море вопросов, а ответы на них приходилось задавать интернету после отъезда.
Мораль сей басни такова: «Не знаете английский язык – сидите дома. А если едете в Европу, то берите с собой большие деньги! Они сделают ваше знакомство с Европой близкой, и вы получите полноценное удовольствие от поездки.»
Теперь нытье в сторону, и побежали «галопом по Европам».
Бельгия и Нидерланды – страны велосипедов.
Если в Нидерландах живет около 16 миллионов человек, то велосипедов насчитывается свыше 18 миллионов. Цифры приблизительные, но ярко отражают образ жизни местного населения.
Велосипеды везде: справа, слева, над головой!
Читала, что в Амстердаме количество велосипедов в 4 раза больше чем автомобилей. С этим трудно не согласиться. Машин почти нет!
Первое, что бросается в глаза – ширина автомобильных полос и ее назначение. Есть в городах участки дорог, где под каждое направление выделена лишь одна полоса, по которой ездят автобусы, трамваи и легковые автомобили. «Легковушек» так мало, что даже вереница из всего перечисленного на одной полосе не создает автомобильных пробок.
Автомобили в этих странах не вызывают особой настороженности: их мало, нет гонщиков и «шашечников». Движению пешеходов угрожают вовсе не они, а велосипеды. В Нидерландах они имеют преимущество и они всегда правы!
Для велосипедов выделены дорожки с разметкой, и на них они властны принимать решение — сбивать задумчивого туриста или объезжать, покрывая гневными изречениями. И за последнее еще нужно благодарить, так как столкновение велосипеда с человеком грозит пешеходу травмами и в довесок штрафом за порчу транспортного средства.
И так, мы окунается в океан велосипедов. Их много и они разные. Конструкция «Голландского» схожа с советским велосипедом «Урал» из детства в СССР. На его базе созданы десятки модификаций велосипедов, приспособленных под определенные цели (двухколесными «экземплярчиками» здесь можно долго любоваться).
Нужно отдать должное велосипедистам и отметить их хорошую физическую форму и виртуозность передвижения. Особенно отмечу мастерство родителей, перевозящих детей. Им приходится держать в поле своего контроля не только внешнее окружение, но и наблюдать за юными пассажирами.
Некоторые велосипедисты настолько виртуозны, что во время движения набирают в телефоне сообщения.
В альтернативу велосипедному движению есть общественный транспорт. Я пользовалась трамваем и только в исключительных случаях. Поездки в них меня удивили трижды.
Первый раз, когда встал выбор за какую стоимость приобретать билет: за 3,5 евро на поездки в течение 2 часов или за 8 евро на сутки. В моем случае, единичная поездка в один конец – удар по туристическому бюджету.
Второе удивление вызвало чувство опасения, когда я случайно обнаружила, что из арки жилого дома может выскочить трамвай, пересекающий пешеходную улицу.
Для ротозеев и оголтелых фотографов, привыкших к российским шлагбаумам и светофорам, звучащий откуда-то незнакомый сигнал не означает приближение трамвая. Предупреждающий знак об опасности за 10-20 метров для туристов был бы кстати.
Третий сюжет «Удивление» вызвал уже положительные эмоции. В трамвае Амстердама я увидела стойку, за которой сидел кондуктор. Он продавал билеты, объявлял остановки, консультировал туристов.
За его спиной висела огромная карта города с названием остановок и обозначением основных достопримечательностей. Недавно в городе ввели запрет на употребление в транспорте пищи и штрафы за это. При мне кондуктор не дала девушке с гамбургером даже войти в салон. Одним словом – культура.
Среди малого количества легкового транспорта ярко выделяются ретро-автомобили.
Один автомобиль с пожилой пассажиркой аристократической внешности вызвал у меня не только улыбку, но и впечатление, будто я увидела кортеж королевы Великобритании и саму Елизавету:)
Об архитектурных образах Антверпена, Гааги, Амстердама и Роттердама мы поговорим отдельно, а пока посмотрим на дома в этих странах и удивимся тому, что практически все они зашторенные на половину. Как говорится: «Смотри – не хочу!»
Для туристов, рассматривающих своеобразную архитектуру домов, такое визуальное проникновение в пространство квартир неизбежно, а это вмешательство в личную жизнь людей. В темное время суток жилая часть, можно сказать, выворачивается наизнанку и тут вообще сложно не замечать, что происходит внутри.
Традиция не зашторивать окна берет начало в ХVI в. во времена правления наместника Испанских Нидерландов, Фернандо Альварес де Толедо, 3-й герцога Альба. Он опасался тайных политических объединений недовольных граждан, поэтому ввел запрет на закрытые шторами окна. Все было подчинено тотальному контролю, а несоблюдение правил заканчивалось казнью. Прошли века. Менялись правители и политика, а традиция «незакрытых» окон осталась. Полностью открытых окон мало. Основная масса – с шифоновыми занавесками.
Окна в домах большие. Хозяева оформляют их как витрину, поэтому трудно не обратить на них внимание. Скульптуры, картины, фотографии, подсвечники, абажуры, вазы с цветами и многое другое. Музей в одном окне!
Несмотря на среднюю температуру воздуха + 11 градусов и холодный пронизывающий ветер, ВСЕ жители (взрослые и дети) этих городов легко одеваются.
Совсем не слабо полежать или посидеть на каменных поверхностях в легкой одежде, когда мимо проходят туристы в осенних куртках.
Но это особая категория людей – влюбленных! Парочки не стесняются своих чувств, а это не смущает туристов.
Здесь тоже в традиции «незашторенность», но однополых влюбленных я бы прикрыла, хотя бы шифоном:)
А вот российским парам мастер-класс любви и верности давать не приходится. Им бы повыше забраться, да, замок оставить, чтобы знали наших — натуральных!
Такое свидетельство вечных уз мы случайно нашли на телебашне в Роттердаме в закрытом от глаз месте.
Такой замочек можно и на видное место закрепить, как образец формирования пары согласно природе, а не демократическим преобразованиям. Это выбор Европы, а мы идем дальше.
В Бельгии и Нидерландах мы оказались 26 марта, где на некоторых деревьях и кустарниках было достаточно зелени и цветов. Мягкий климат способствует сохранению у некоторых растений листвы даже зимой.
Первое, что бросилось в глаза – цветущие повсеместно магнолии. Красота, нет слов!
Во всех городах, где мы были, в декоративных ландшафтных чашах высажены тюльпаны разных сортов.
Головокружительное разнообразие!
Теперь о еде, дорогой и далекой от «русской». Первое наше знакомство с местной едой произошло по прилету в аэропорт. Здесь имеются несколько магазинов знаменитой в этих странах сети супермаркетов Albert Heijn (AH).
Я не знаю, была ли у инициатора этого магазина мысль накормить туристов, но отоваривается здесь в основном местное население. В полках холодильников десятки готовых блюд в индивидуальных полиэтиленовых упаковках: салаты, вторые блюда, нарезанные фрукты и овощи. Висят стаканчики с пластиковыми ложками и вилками. Здесь же стоит микроволновка, где можно погреть пищу, емкости с кипятком для чая и кофе.
Здесь это все покупается, греется, разливается, но употреблять приходится за пределами магазина. Кто это делает в помещении, кто на улице.
Питание в этих странах – удовольствие дорогое. Вот как это выглядит, и сколько это стоит, а это самая низкая цена.
Походный вариант обеда потянет на 10 евро. Покушать в кафе обойдется минимум в 13 евро (картофель фри и куриная грудка) + чай 1,5 евро.
Но даже с сундуком денег уже через три дня на горизонте желаний возникает потребность в каше, борще, пюре и оливье. С каждым днем один и тот же рацион питания из круассанов, пиццы, гамбургеров, лазаньи, пасты и вермишели напрягает все больше и сильнее. Поиски заведений с иной пищей не увенчались успехом. В магазинах глаза с надеждой ищут сметану и творог, но о таких продуктах здесь не слышали.
При этом качество продуктов и исполнения одноразовых блюд в этой сети заслуживает пятерки с плюсом. Молоко, масло, хлеб, фрукты, паштет, сосиски – все было вкусно.
В городах очень много кулинарий и шоколадных бутиков, которые ломают волю людей. Пышная и красивая выпечка дурманит, и трудно убедить себя в том, что «ты только что поел» или «это вредно».
В голове зудит мысль: «Не пью, не курю, могу позволить!» Так и идешь на поводу своей похоти от квартала к кварталу.
Была я крепка, как российская сталь, только в фирменных магазинах бельгийского шоколада.
Стоимость килограмма шоколадных конфет с немыслимым количеством видов начинки в переводе на рубли в 3,5 тысячи меня охлаждала, и в сознание автоматически поступал сигнал «да, ну…», «да, не хочется…» Наверное, внутренняя сигнализация блокировала вкусовые рецепторы.
В одном из магазинов я застала мастер-класс, который проводил шоколатье для бабушек. Лица их сияли от радости, когда они лепили конфеты. Если бы знать английский, да завести беседу, может и мне удалось что-то слепить или угоститься…Мораль: «Учите английский язык, и всё будет в шоколаде!»
А кто его не знает, покупает шоколадные плитки в магазинах по 2-4 евро.
И последний шоколадный штрих – свобода нравов!
Вот она — любовь за деньги:)))
Теперь о воде. Управлять водой голландцы научились очень давно. Треть страны находится ниже нулевой отметки, и сегодня от затопления 50% ее территории спасают плотины.
Местный народ отвоевывал землю у воды веками путем насыпи искусственных холмов, возведения дамб вдоль речных русел, рытья каналов, установки шлюзов, осушения озер с помощью откачки воды ветряными мельницами.
Итог этой борьбы – четко организованная система каналов в населенных пунктах и траншей с водой на загородной территории.
Проезжая на электричке, можно наблюдать геометрию полей изрезанные водными лучами. Красиво и практично!
Вода из-под крана в городах проходит
многоступенчатую систему очистки, поэтому бутилированная вода – походный вариант. Состояние сточных, канализационных и водоочистительных систем находится на жестком контроле, для чего каждый житель страны выплачивает ежемесячный налог в размере 20 евро.
Так что вода в Нидерландах благодаря труду человека сменила имидж «необузданной стихии» на «дружелюбное природное явление».
Веками условия для проживания людей в этих странах оттачивались до максимального комфорта. Они действительно органичны и продуманы.
В следующей публикации нас ждет минипутешествие по Гааге.