На сей раз мой путь лежал в сторону села Верхний Авзян Белорецкого района республики Башкортостан. Это была рабочая поездка, но без фотокамеры она была немыслима.
За окном шел снег, и вся внешняя картина была покрыта серо-голубым тоном, из-за которого небо и земля сливались в единое целое. Пасмурное состояние погоды погасило краски природы, придав им уныние и безликость.
Первым пунктом остановки в Авзяне стала церковь Казанской Божией матери, построенная в 1877 году владельцем Авзяно-Петровского чугуноплавильного завода дворянином Дмитрием Егоровичем Бенардаки. В 1930 году церковь была закрыта. Долгое время при Советской власти в здании Казанской церкви располагался клуб и только в 1991 году храм возвращен РПЦ.
В храме нас ждал настоятель, иерей Борис Стоцкий. Батюшка стоял перед распятием Христа и медленно расставлял на поминальный подсвечник 92 свечи.
«Сегодня 40 дней со дня крушения Ту-154 над Чёрным морем. Давайте помолимся», — предложил о. Борис, и в храме вознеслась молитва об упокоении всех безвинно погибших на борту этого самолета. Батюшка то тихим, то громким голосом просил Господа упокоить их души в селениях праведных, в месте, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. От его слов и интонации трещали и плакали свечи, а осознание произошедшей трагедии терзало душу.
Во время проповеди батюшка произнес фразу, которая мысленно проскакивала у меня во время молебна:
— Дорогие братья и сестры! Думаю, что для всех нас эта молитва стала самым важным делом на сегодняшний день.
С чувством душевного удовлетворения от посещения храма, мы направились в местную коррекционную школу-интернат, куда везли подарки для ее воспитанников.
С 1949 года в поселке работала школа слепых детей.
18 августа 1959 года Верхне-Авзянская школа слепых была реорганизована во вспомогательную школу–интернат для умственно-отсталых детей. Директором школы был назначен Кудимов Венедикт Павлович – сын Героя Советского Союза Кудимова Павла Васильевича.
В настоящее время ГБОУ Верхне-Авзянская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида расположена в пяти зданиях деревянной постройки.
Учебно-воспитательная деятельность коллектива направлена на коррекцию дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей.
В школе-интернате воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и из неблагополучных семей.
Школа ребятам стала родным домом, и большинство из детей неохотно покидают ее стены в летние каникулы.
Директор школы Нагима Мурзагалеевна Хитауллина провела нас по корпусам интерната, рассказав о быте и досуге детей, их творческом развитии и подготовке к профессиональной деятельности.
Несмотря на ветхое состояние корпусов, в них было уютно и тепло. В спальнях поразил порядок и аккуратность заправки постелей. Стены учреждения завешаны детскими картинами и резными полками, сделанными руками детей.
Качество изготовления и изящество полок сразу привлекло внимание, поэтому Нагима Мурзагелеевна повела нас в столярный цех. В это время шел урок труда, где мальчишки рубанком лихо обрабатывали деревянный брус. Табуретки, полки и рабочие станки — все собственного изготовления.
Видимо желая закрепить мое восхищение от мастерства ребятишек, на память мне подарили набор из двух резных деревянных досок с настенной планкой.
В учебных классах мы знакомились с детьми, и все они были крайне удивлены появлению человека с фотоаппаратом. Они смущались, но мне удавалось вызвать в них улыбку и дружественный настрой. За это я была награждена «обнимашками» и конфетой, которой со мной поделились.
В завершении мы вручили детям подарки, и ребята с нескрываемым счастьем на лице, побежали по комнатам, чтобы, уединившись с гостинцами, приступить к расправе над сладостями.
С чувством морального удовлетворения мы направились в пимокатный цех. Хозяина, Витушкина Виктора Васильевича, мы не застали, но его помощники продемонстрировали нам производство валенок.
29 лет назад Дом быта, находящийся в этом здании, был закрыт, и тогда оно попало в руки местного умельца, который поставил свое ремесло на поток, снабжая своими валенками не только родной край.
В цеху стояли станки, возраст которых дважды превышал мой, но в руках мастера их жизнеспособности ничего не угрожает. В отдельной комнате вдоль стен стояли шкафы с деревянными колодками разных размеров. Тут же стояла емкость для покраски валенок в черный цвет. На свободных площадях лежали мешки набитые овечьей шерстью. Как нам пояснили это осенняя шерсть, из которой изготавливают валенки. Весенняя шерсть годится только для изготовления пряжи на вязания.
За пятнадцать минут экскурсии в голове сложилась картина тяжелого ручного труда. Простота изделия даже не предполагала в нашем сознании такой длительный и скрупулезный процесс валяния, который здесь сохранил свою самобытность и народные традиции.
Напоследок мы подъехали к жилому дому, который еще при въезде в поселок привлек наше внимание своей «ажурностью». Его хозяин, Пушнин Александр Викторович, в 2014 году решил преобразить облик дома с помощью декоративных элементов. Желание украсить резными вензелями оконные проемы дома переросло в масштабы стен дома и двора.
Таким образом, дом Пушниных стал местной достопримечательностью, а на праздник села 21 июля Александр стал обладателем Гран-при в конкурсе мастерства.
За четыре часа знакомства с Авзяном нам удалось увидеть мизерную часть природных красот и творческого потенциала местного населения. Звучали приглашения в гости, и мы понимали, что этот край для себя нельзя открыть за это время. Он требует осмысленного и глубокого погружения в атмосферу села, что мы обязательно постараемся сделать.