30 декабря 2016 года в Уфу прибыл лётчик-космонавт Михаил Борисович Корниенко с супругой Ириной Анатольевной. В Башкортостане он не в первый раз и к республике относится с симпатией.
«Большое» видно на расстоянии, а «малое» – вблизи.
Михаилу дважды повезло увидеть «большое» — Землю из космоса! Первый раз в 2010 году, во время экспедиций МКС-23 и 24, а второй раз во время длительного полета экспедиции МКС-43 с 2015 по 2016 год.
В общей сложности Михаил Борисович находился в космосе 516 суток, а это более чем достаточно для того, чтобы соскучиться по «малому». Может быть поэтому на новогодние каникулы он отправился в путешествие по районам нашей республики, где его с нетерпением ждали как героя, коллегу и друга.
Программа пребывания в Башкортостане была насыщенная: посещение международной аэрокосмической школы и открытие фотовыставки в Давлекановском районе, встречи в п. Красноусольск и п. Языково, ознакомительная и летная программа на аэродромном комплексе «Первушино», съемки интервью на Башкирском телевидении, тематические встречи со школьниками и многое другое.
На плотный график встреч и мобильность Михаила не повлияли даже непрекращающиеся обильные снегопады, так как это не самые сложные природные явления, которые по роду деятельности он с мужеством преодолевает.
В день завершения новогодней поездки по Башкортостану чета Корниенко посетила Всероссийский центр глазной и пластической хирургии города Уфы.
Этот научно-производственный, лечебно-диагностический и учебно-методический комплекс, занимающийся проблемами тканевой и клеточной регенерации, снискал славу по всему миру. Директор Центра глазной и пластической хирургии, доктор медицинских наук, профессор, хирург высшей категории, почетный консультант Луисвильского Университета (США), член Американской академии офтальмологии, дипломированный офтальмолог Мексики, член Международной академии наук, Эрнст Рифгатович Мулдашев является автором более 300 научных работ, патентов России, США, ФРГ, Франции, Швейцарии и Италии. В центре он собрал специалистов высокого уровня, которые успешно занимаются внедрением в клиническую практику передовой трансплантационной технологии, защищенной товарным знаком Аллоплант.
К вышеперечисленным регалиям Эрнста Мулдашева я бы добавила, что он автор прекрасных книг и графических рисунков, которые стали творческим отражением его научных экспедиций на Тибет.
Фойе и коридоры Центра оформлены рисунками Мулдашева, которые являются не просто декором интерьера. Их основная задача — направить человека на осмысление своего существования, его связи с энергией земли и космоса, присутствие и помощь Творца.
Как оказалось, тема духовности, нравственности и веры не просто близка для врачей Центра, но и важна в построении работы с пациентами в период лечения и дальнейшей реабилитации.
В кабинете заместителя директора по науке, доктора медицинских наук, профессора Ниматуллина Рафика Талгатовича, где состоялась встреча врачей с Михаилом Корниенко, на комоде стояла икона Святителя Луки Крымского. Офтальмологи Центра с огромным уважением относятся к трудам Войно-Ясенецкого (архиепископа, профессора, врача), посвятившего себя служению Господу, спасению душ праведных.
Представляя гостям работу Центра, Рафик Талгатович говорил о специализации в области трансплантологии и пересадке донорских тканей, отмечая, что вся вековая история научно-исследовательских работ по данной теме развивалась благодаря силе человеческого духа и истинной вере.
После небольшого экскурса в специализацию Центра собравшиеся офтальмологи начали задавать космонавту вопросы. Часть их была общего плана и касалась личного отношения Михаила Борисовича к политическим событиям в мире, строительству нового космодрома на Дальнем Востоке и судьбе Байконура, фильмам «Гравитация» и «Марсианин».
Не обошлось и без традиционного вопроса о забавных историях во время полета, на который космонавт не без улыбки ответил, что таким сюжетом является использование иностранными коллегами (астронавтами) ненормативной российской лексики.
Интересовала врачей организационная часть полета и техническая сторона его выполнения. Михаил Борисович рассказал о своем выходе в космос. Для слушателей стало открытием, что космонавты выходят из корабля в автономных скафандрах с жизнеобеспечением, не имея страховочных шлангов и тросов, которые мы помним по видеокадрам с Леоновым. Невесомость создает для космонавтов трудности в плане ориентации, не понятно где верх и низ. Ограничивает обзорное пространство вайзер (окошко) в шлеме, поэтому системой координат является оператор, который посредством связи помогает вернуться космонавту на станцию.
Появилось у слушателей и представление о процессе приземления модуля, порой с не очень «мягкой» посадкой. Рассказал Михаил Борисович о том, что одним из факторов, влияющих на «нетравматичную» посадку является кресло космонавта — ложемент. Он изготавливается на заводе «Звезда» в индивидуальном порядке с учетом физиологического строения человека. Для этого космонавта, сидящего в ванной в специальной одежде в требуемой позе, заливают гипсом. В последствии данный слепок становится формой для изготовления ложемента.
В ходе беседы выяснилось, что еще в советское время Рафику Талгатовичу посчастливилось дважды побывать в Центре подготовки космонавтов. Тогда он работал в лаборатории, где занимались проблемой механики биологических тканей, состоянием скелета и мягких тканей человека в условиях механических воздействий во время космических полетов. Молодого уфимского специалиста впечатлила тренировка космонавтов на «Центрифуге» во время врачебно-экспертной комиссии. Рафик Талгатович видел в мониторе испытательного стенда лицо космонавта, которое от перегрузки деформировалось до неузнаваемости. Михаил Борисович подтвердил слова офтальмолога, указав, что данные тренировки проходят по сей день.
Через непродолжительное время обзорная часть беседы сменила формат на деловой.
Михаил Борисович плотно работает с Институтом медико-биологических проблем РАН, где вносит свои предложения по улучшению качества медицинской реабилитации космонавтов после полета и модернизации медицинского оснащения на корабле.
На вопрос: «Как Вы субъективно ощущаете состояние зрительных функций? Они ухудшаются или улучшаются?» — космонавт поведал о собственных наблюдениях во время одного из полетов.
— Мы знаем, что зрение при чтении вблизи подсаживается. Каюта (комната отдыха на корабле) очень маленькая и компьютер приходится держать на близком расстоянии от глаз, да и текст там не всегда крупный. Через 3 недели я начал читать без очков, зрение улучшилось. По возвращению на землю эффект улучшения через тот же промежуток времени пропал. Для меня это необъяснимо, но мне бы хотелось, чтобы данные факты анализировались специалистами, — рассказал Михаил Борисович.
Тема «зрения» для космонавта оказалось не просто близкой, а основной, так как свой годовой полет в космосе он и его коллега, Скотт Джозеф Келли, занимались этой проблематикой.
«Космонавтика интенсивно развивается, и полеты берут курс на Марс и Луну. На сегодняшний день, — отметил Михаил Борисович, — у нас нет программ по подготовке к реабилитации человека на Марсе. Наши американские коллеги, офтальмологи, высказывают опасения, что зрение человека к моменту приближения к Марсу будет утрачено. В связи с этим, Скотт и я в течение всего полета проводили эксперименты и исследования глаз. Я делал себе ультразвуковую диагностику глаз, сканировал глазной нерв, зрачок, все показатели онлайн передавались на землю».
Какие выводы американские офтальмологи сделали на основании фоновых данных зрительной системы Михаила в до, после и полетный период неизвестно, но как заявил космонавт, поле для исследований в этой области гораздо шире. В связи с этим Михаил Борисович убедительно попросил подключиться уфимских специалистов к научно-исследовательской работе, в надежде на проведение при их участии новых экспериментов на борту корабля во время своего третьего полета.
Специалисты Центра, собравшиеся на встречу с космонавтом были заинтригованы рассказами и предложением сотрудничества. Эти врачи на протяжении всей своей лечебной практики повышают уровень знаний и умений, поэтому вполне вероятно, что уфимские специалисты со временем внесут свою положительную лепту в программу реабилитации космонавтов на Марсе.
В завершение встречи Рафик Талгатович показал гостям подарок жителя Донбасса, который накануне проходил в Центре курс лечения. Мужчина своими руками из разорвавшейся пулеметной гильзы сделал произведение искусства. Так нравственная сила русского духа преобразовала символ смерти в любовь и вечную память.
На этой патриотической волне закончилась увлекательная беседа офтальмологов с летчиком-космонавтом Михаилом Корниенко.
Они расставались как друзья и коллеги, и сердце каждого было наполнено новыми, неведомыми эмоциями, ожиданиями, что именно он, являясь маленькой частичкой огромного космоса, своим трудом откроет в него заветную дверь.