stolyrov07

Талантливым не рождаются. Александр Столяров

Математика – царица всех наук!  Трудно не согласиться с этим знаменитым изречением, понимая, что все процессы мироздания можно прописать математическими символами.

Двери математического «царства» большие и тяжёлые. Кому-то их удаётся только приоткрыть, а некоторые с лёгкостью преодолевают его коридоры, попадая в тронный зал, где верой и правдой служат Её Величеству- Математике.

Моему сыну посчастливилось быть учеником талантливого преподавателя математики гимназии № 93 города Уфы (ныне физико-математического лицея) Столярова Александра Викторовича.

Учителей и учеников не выбирают, но у этой партии было правильное математическое решение, которое привело к тому, что благодаря Александру Столярову, у Её Величества Математики появился ещё один подданный — мой сын.

Такие случаи «посвящения» в педагогической практике Александра Викторовича носят массовый характер, ведь своим ученикам он даёт не только базовые знания математики, но и погружает их в глубины науки, вызывая у них желание постоянно совершенствоваться.

Профессиональная деятельность этого педагога высоко оценена званиями и наградами: «Отличник образования Республики Башкортостан», «Почётный работник общего образования Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», «Заслуженный учитель Российской Федерации».Но для Александра Викторовича наивысшей наградой являются успехи учеников: победы в Олимпиадах, поступление выпускников в лучшие ВУЗы страны, их обучение за границей и успешная самореализация на поприще математики.

stolyrov03

Талантливым учителем не рождаются, даже если в семье все педагоги. Талант — это труд!

— Родился я в семье педагогов, — рассказывает Александр Викторович. — Мама преподавала математику. Бабушка была учителем начальных классов и вела историю. Дед руководил школой, преподавал географию и историю. Прадед был смотрителем гимназий где-то в Томской губернии, в Сибири. В четыре года я научился читать. Любовь к книге мне привили родители. В нашей семье невозможно было заснуть, не прочитав хотя бы две страницы. Я поглощал книги тоннами. Это способствовало моему общему развитию. Учился в школе № 85 города Уфы. С интересом изучал историю, географию, астрономию. Не пошла у меня химия и физика, видимо, не встретил своего педагога. На фоне общих успехов по предметам, проявлялись математические способности: решал быстрее всех, в олимпиадах участвовал. После 8-ого класса было несколько путей определения судьбы, но решил окончить все 10 классов, а затем дорога привела в Башкирский государственный университет на математический факультет Окончание ВУЗа в «нестабильные» 90-е годы не давало позитивных профессиональных прогнозов, и с выбранного пути можно было сойти, как это и произошло с большинством выпускников вуза. Тогда каждый строил свою жизнь из существующих реалий, борясь с безденежьем и голодом. Я решил использовать полученное образование, и сделал так, что оно стало работать на меня.

Сначала прошёл педагогическую практику у замечательного педагога Медведевой Нины Васильевны в школе № 42 города Уфы. Там от нас требовалось ходить на уроки, погружаться в тему и обстановку, проводить пробные занятия. Нас было четыре практиканта. Руководство школы увидело в нас потенциал, поэтому через три дня, когда педагоги уехали на конференцию, нас оставили преподавать. Я получил хорошую закалку во время практики. Начал нарабатывать опыт общения с детьми и педагогическим составом. Затем меня пригласили в экспериментальную школу № 93. Я принял предложение и до сегодняшнего дня преподаю в ней математику .

stolyrov21

Во время беседы Александр Викторович признался, что труд учителя нелёгок. Бывают моменты усталости, когда всё надоедает, хочется уйти из профессии, но он берёт себя в руки, и переключает внимание на позитивные моменты.

stolyrov09

Говоря о сложностях, которые мешают планомерному и положительному течению учебного процесса, Александр Викторович признался, что ими являются совсем не дети, а некоторые нововведения в системе образования и родители учеников, неделикатно встревающие в процесс обучения их чад.

Опытный педагог старается найти подход к любым родителям и детям.

— Авторитет зарабатывается, – рассказывает Александр Викторович. – Я честен перед детьми. Это важно для них. Можно выбрать авторитарные методы обучения, но это путь в никуда. С годами приходит педагогический опыт: знаешь, где можно пошутить; где лучше не ругать, а переформатировать ситуацию в шутку. Главное в выстраивании отношений — держа их в определённых рамках, принимать детей такими, какие они есть. Как говорит мой знакомый: «Если собирается больше двух человек, они вынуждены договариваться». В процессе обучения дети изучают тебя быстрее, чем ты их.

stolyrov28

Говоря о том, есть ли разница между детьми 2020-х и 1990-х годов, Александр Викторович сказал, что главное отличие не в детях, а в технологиях. Современные методы обучения привносят определенный прогресс, который влияет на формирование знаний у детей в соответствии с требованиями времени.

К некоторым популярным направлениям изучения математики учитель относится с недоверием.

— Ментальную арифметику как способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счёта в уме превратили в спорт. Проводятся соревнования. Ребёнок учится быстро считать, и вроде бы ничего плохого, но на самом деле «спортивный уклон» мешает развитию. Я общался с такими детьми, и на мой элементарный вопрос о том, сколько сотен в тысяче, ответ получал не всегда. Вижу по нынешнему ученику, который в 3-ем классе занимался ментальной арифметикой, что ему тяжело перестраиваться на базовый ритм обучения.

stolyrov17

Хорошо развивают и учат думать, по мнению Александра Викторовича, шашки и шахматы.

— Человек, хорошо играющий в эти игры, при желании может быть успешен в математике. Но не каждый математик- хороший шахматист. Это деятельность, которая помогает развиваться. Но если игра — самоцель, то для развития это не очень хорошо.

Сам Александр Викторович — кандидат в мастера спорта по шашкам и выполнил норматив мастера на трёх турнирах. В 1990-х годах он был чемпионом Башкирии среди юношей и взрослых, чемпионом России среди молодёжи. Мысль о профессиональной карьере была, но время и обстоятельства потеснили шашки на уровень времяпровождения за игрой в клубе.

Сегодня у Александра Викторовича очень мало свободного времени: уроки, подготовка учеников к Олимпиадам, репетиторство.

— Занятость высокая, но параллельно с преподаванием у меня есть разнообразные увлечения, для которых я стараюсь находить время. Очень люблю путешествовать. Новые места, эмоции, знания духовно наполняют и физически заряжают. Во время поездок всей семьей стараемся уходить от избитых мест. Советуемся с людьми, выстраиваем свои маршруты, окунаемся в местный колорит и красоты, удивляемся и завидуем, но каждый раз с удовольствием возвращаемся домой.

stolyrov13

Александр Викторович предложил мне свежезаваренный чай, и наша беседа продолжилась за кружечкой с ароматным напитком.

— Однажды меня угостили правильным хорошим чаем. Я понял, что в магазине совсем не тот напиток, которым можно наслаждаться. Тогда я стал интересоваться чаем. Ходил на встречи и делал его своими руками. С той поры в моей семье пьют только хороший чай.

Стремление Александра Викторовича во всём достичь максимальных положительных результатов прослеживалось на протяжении нашего разговора. Проявилось оно и в ответе на мой завершающий вопрос о мечте.

Александр Викторович и его коллега Михаил Саханевич, тоже учитель математики, несколько лет назад выступили с инициативой создания в Башкортостане Республиканского математического лицея-интерната. Своё видение деятельности этого учебного заведения они изложили Главе республики Радию Хабирову, который одобрил предложение педагогов и запустил процесс в работу.

stolyrov11

— Ситуация по организации такой школы созрела несколько десятилетий назад, — рассказывает Александр Викторович. — Во многих регионах России есть «флагманская» школа или Центр дополнительного образования. Республике жизненно необходимо такое же учебное заведение, чтобы не только привлекать успешных детей к науке, но и поднять уровень образования в обычных школах на более высокий уровень. Сегодня для меня это наиглавнейшая мечта, в реализации которой я активно участвую.

Беседовать с Александром Викторовичем очень увлекательно.

— Как повезло его ученикам, — подумала я. – С таким учителем у ребят есть возможность заложить прочный фундамент для выстраивания своей профессиональной деятельности, но гарантом успешного будущего должны выступать обе стороны, и на этот счет в Александре Викторовиче можно не сомневаться. Выбор остаётся только за его учениками!