SAPTAR024

На съемках короткометражного фильма «САПТАР»

На улице весна. Зимние снегопады и пронизывающий ветер продолжают свой нелегитимный штурм против человечества. Оно же занято своими делами и не обращает внимания на бессмысленные потуги погоды.

Дорога от трассы  до пейнтбольного клуба «Виктория» беспощадно поглощает автомобили, но любители пострелять настырно добираются до контрольной точки.

Мой интерес к данному месту не был связан с «красочными» играми. Я оказалась здесь по приглашению друзей-реконструкторов, которые участвовали в массовке на съемках документального фильма «Саптар» киностудии «Башкортостан».

Съемки проходили в лесу за территорией пейнтбольного клуба. Участники красочных боев в заведении даже не знали, что в ста метрах от них восстановлена атмосфера зимы 1941 года.

SAPTAR025

В лесу на расчищенной площадке реконструкторы установили шатер, где разместился военный штаб. Здесь командир отряда должен был принять решение о боевых действиях,  пока его солдаты готовились к очередному бою: медсестра перевязывала раненого бойца; несколько солдат грелись у костра; дозорный стоял на страже лагеря, один боец чистил винтовку;  другой заправлял ленту патронов в пулемет. Все были при деле и в кадре, который тщательно отстраивала съемочная группа под руководством опытного оператора Рияза Исхакова.

SAPTAR015

На мониторе его оборудования отображалась картинка с видеокамеры, закрепленная к крану, который трансформировал ее в горизонтальном и вертикальном направлении. Рияз, как художник, уравновешивал кадр фигурами, формировал цельную композицию сцены и корректировал работу специалистов по свету.

Пока он решал задачу общего плана, на площадке с актерами и реконструкторами работал режиссер ленты Роман Пожидаев. Он, как художественный руководитель, воссоздавал атмосферу военного периода, требуя от актеров обозначенных им действий и эмоций.

SAPTAR023

Было очень любопытно и познавательно наблюдать, как работают профессионалы, но большая часть технологии хорошего кино все равно осталась за кадром.

— Работа на месте – это один из последних этапов на пути рождения фильма, — рассказал мне Рияз Исхаков. — Основной алгоритм действий и художественных образов вырабатывается на подготовительном этапе, в котором принимает участие вся съемочная группа. Предложения по реализации сюжета поступают от художников, гримеров, кастинг-менеджеров, операторов, монтажеров и других специалистов, и самые лучшие находят применение во время съемок. Коллегиально выработанная и утвержденная режиссером программа имеет свойство видоизменяться и приспосабливаться под место съемок, сложившиеся обстоятельства, погодные и временные условия, хотя последнее слово всегда остается за режиссером.

И это понятно. Режиссер – творец фильма, тем более, если он является автором сценария.

SAPTAR027

Именно Роману пришла идея съемки короткометражной ленты «Саптар», основанной на рассказе его бабушки о службе в рядах Красной Армии деда. Сюжетом фильма является подвиг русских разведчиков, попавших в окружение фашистов под Москвой зимой 1941-42 гг., выживших в суровых климатических условиях и питавшихся строганиной мертвого игреневого коня («Саптара»).

Для Романа Пожидаева это первый фильм на военную тематику, а Рияз Исхаков уже имеет опыт работы с лентами такого жанра. Однажды, он в составе команды операторов из Башкортостана, принимал участие в съемках фильма «Код Апокалипсиса», где играла Анастасия Заворотнюк. Съемки экшн-сцен в нем занимали сутки, а на выходе получался кадр со спецэффектами протяженностью в 30 секунд. Рияз называет военные фильмы затратными и сложным, если в массовках задействовано большое количество людей.

Сегодня на съемочной площадке в лесу был небольшой отряд армейцев, но съемки одной сцены заняли более двух часов, не считая восемь часов подготовки, во время которой устанавливалось телевизионное оборудование, и разбивался военный лагерь.

SAPTAR016

Стоп камера. Сцена снята. Уставшие от ожидания и повторов кадров реконструкторы разъезжаются по домам, и я вместе с ними, увозя с собой не только массу впечатлений, но и фотографии моих друзей.

Остается дождаться выхода на экраны телевизора фильма «Саптар», чтобы узнать цельную историю о героизме русских солдат во время Великой Отечественной войны, и вспомнить зимний день в кругу своих друзей-реконструкторов.

Остальные фото в альбоме на моей страничке в Контакте.